Компьютер и шрифт

Александр Силонов

Начиная осваивать компьютер, человек (особенно если он принадлежит к среднему или старшему поколению) обнаруживает множество приятных сюрпризов. В частности, поражает легкость, с которой любой из нас может создавать страницы текста, по виду не уступающие лучшей типографской продукции. Программная среда типа Windows или ОС Macintosh обеспечивает удобный доступ к наборам отличных масштабируемых шрифтов, практически одинаково выглядящих при выводе на экран и на принтер и пригодных для воспроизведения самых разных текстов — будь то большие книги или надписи на рисунках и этикетках.

Впрочем, эта внешняя простота базируется на очень сложной технологии и не отменяет необходимости в соблюдении ряда эстетических правил, имеющих давнюю традицию. Хотя эти правила можно считать достаточно условными, их нарушение обычно воспринимается (причем далеко не только профессионалами-шрифтовиками) как уродство. Многие из тех, кто пытается создавать на компьютере "красивые" документы, практически ничего не знают о шрифтах, поэтому тема заслуживает хотя бы краткого рассмотрения. Для понимания сущности современных шрифтовых технологий нам потребуется небольшой экскурс в историю типографики (всего, что связано со шрифтами и полиграфическим воспроизведением текста). А для начала желательно ознакомиться с терминологией, которой пользуются шрифтовики.

Основные понятия и термины

Кегль (встречается вариант написания кегель). Так называется размер символов, точнее, их высота, исчисляемая в типографских пунктах. Один пункт равен 1/72 дюйма. Правда, дюйм, используемый англичанами и американцами, чуть меньше аналогичной меры, принятой во Франции и в ряде других стран. Соответственно есть две типографские системы измерений — французская (система Дидо), бывшая в ходу в дореволюционной России, СССР и странах континентальной Европы, и англо-американская, применяемая в англоязычных государствах. Во французской системе один пункт равен 0,376 мм, в английской — 0,353 мм. Долгое время две системы сосуществовали на равных, но сейчас компьютеризация полиграфии привела практически к повсеместному переходу на английскую систему, так как приоритет в области компьютерных технологий явно принадлежит американцам.

Полиграфисты и любители кроссвордов знают, что многие кегли имеют свои особые традиционные имена.

К примеру, кегль 6 пунктов называется нонпарель, 8 п. — петит, 10 п. — корпус, 12 п. — цицеро, 20 п. — текст. Следует учитывать, что кегль обычно определяется по высоте прописной буквы Н, а соотношение высот прописных и строчных букв в разных шрифтах, как правило, не совпадает, поэтому при равном кегле одни шрифты выглядят крупнее других.

Пропорциональность. Так называется отношение ширины знаков определенного шрифтового набора к их высоте (определяется по символу М). В зависимости от пропорциональности шрифты могут быть широкими, нормальными, узкими или сверхузкими.

Контрастность. Эта величина определяется соотношением толщин горизонтальных и вертикальных штрихов. У неконтрастных шрифтов она равна единице, у высококонтрастных может быть менее 1:2.

Насыщенность. Этим термином обозначают толщину основных штрихов, соотнесенную с высотой символов. В зависимости от насыщенности различаются светлые, нормальные, полужирные и жирные начертания шрифтов.

Межсимвольные расстояния. Стандартные расстояния между буквами, называемые апрошами, обеспечиваются за счет того, что ширина собственно изображения символа обычно меньше ширины соответствующего прямоугольного шрифтового очка. Во времена ручного и "горячего" набора, о которых речь пойдет ниже, эти расстояния можно было только увеличить путем добавления пробельных элементов. Переход к цифровым технологиям позволил при необходимости уменьшать их. Такая необходимость возникает, например, когда из-за специфики рисунка двух соседних букв стандартное расстояние между ними кажется чересчур большим (сочетания типа ГД, ТЛ и AV). В этих парах рекомендуется применять кернинг — выборочное уменьшение межбуквенного расстояния для улучшения зрительного восприятия и повышения компактности текста (в высококачественных компьютерных шрифтах заложено описание нескольких сотен или тысяч кернинговых пар).

Кроме того, для улучшения восприятия текста межбуквенные расстояния иногда изменяют в зависимости от кегля: при малом кегле увеличивают межбуквенные расстояния, чтобы предотвратить "слипание" букв, а в крупнокегельных фрагментах — уменьшают, чтобы сохранить слитность слов. Такие изменения называются трекингом.

Здесь же следует упомянуть о разноширинных (пропорциональных) и моноширинных шрифтах; у первых ширина шрифтового очка зависит от ширины изображения символа, у вторых ширина очка постоянна (как в большинстве пишущих машинок). Текст, набранный моноширинным шрифтом, выглядит хуже (многие слова теряют монолитность).

Виды и группы шрифтов. В зависимости от назначения шрифты принято делить на текстовые (ими набрано большинство символов в книгах и журналах, такие шрифты выглядят наиболее "нейтрально" и обеспечивают максимальную удобочитаемость), выделительные (позволяющие сделать фрагмент заметным среди больших массивов текста), титульные (заголовочные), акцидентные (декоративные, применяемые в буквицах, надписях на плакатах, этикетках и других украшениях). Использование шрифтов одного вида там, где необходим другой (особенно, когда заменяют текстовый шрифт на заголовочный или декоративный), обычно бросается в глаза и воспринимается плохо.

Существует несколько классификаций, подразделяющих шрифты в зависимости от общих особенностей рисунка. В советское время вся отечественная полиграфия использовала довольно сложную классификацию ГОСТ; сейчас для пользователей компьютеров актуальнее более простая схема, предложенная фирмой Microsoft. Эта схема включает следующие группы:

  • Roman — разноширинные шрифты с засечками (засечки, или серифы, — небольшие декоративные штрихи, завершающие основные вертикальные и горизонтальные штрихи), например Times, Garamond или Baskerville;
  • Swiss — разноширинные рубленые (т. е. не имеющие засечек) шрифты типа Helvetica, Futura или Arial;
  • Modern — брусковые (неконтрастные) и моноширинные шрифты с засечками, имитирующие машинопись, скажем Courier;
  • Script — шрифты, имитирующие рукописный стиль, например Brush Script;
  • Decorative — различные виды акцидентных шрифтов, например Sherwood.
  • Гарнитура. Внутри групп шрифтов различают отдельные гарнитуры. Этим термином обозначают совокупность основных художественных приемов изображения символов, определяющую единый стиль шрифтового набора, его индивидуальность. Для символов одной гарнитуры характерна общность формы штрихов, величины засечек, контрастности, характера соединений штрихов друг с другом и т. п.|

    Шрифтовики используют достаточно гибкую классификацию шрифтов PANOSE, разработанную в свое время фирмой ElseWare и лицензированную компанией Hewlett-Packard. В системе PANOSE каждой гарнитуре присваивается идентификатор, состоящий из 10 , определяющих значения основных параметров: тип шрифта, наличие засечек, насыщенность, пропорциональность, контрастность, характер штрихов и т. п.

    Начертание. Так называют результат преобразования символов, при котором они, не теряя принадлежности к исходной гарнитуре, приобретают общие дополнительные особенности. Например, основные штрихи могут стать толще (изменение насыщенности), ширина символов может увеличиваться или, наоборот, уменьшаться (изменение пропорциональности), символы могут наклоняться под определенным углом. В рамках большинства текстовых гарнитур имеется несколько начертаний; наиболее употребительными являются (помимо основного — прямого светлого) полужирное (по-английски — bold), курсивное (italic) и их сочетание. Часто за курсивное начертание ошибочно принимают наклонное (oblique): и в том, и в другом основные штрихи наклонены. Однако различия между этими начертаниями весьма существенны: курсив (в переводе на русский — беглый) имитирует рукописный стиль и характеризуется скругленными формами штрихов, наклонный же получается путем простого превращения прямоугольного очка исходного (прямого) символа в параллелограмм.

     

    Из истории шрифта

    Компьютер облегчил использование шрифтов и расширил сферу их применения, но история шрифтов и письменности) началась, естественно, за много веков до наступления компьютерной эпохи. Если говорить о современных европейских системах письменности, то их прародителем считается финикийское письмо, распространившееся в Средиземноморье в начале первого тысячелетия до н. э. От финикийского произошел, в частности, греческий алфавит, а через его посредство — латиница, армянский и грузинский алфавиты, глаголица и кириллица. Рисунок шрифта на протяжении многих веков в значительной мере определялся формой пишущего инструмента — резца, стила, плоского пера и т. п. Именно это обусловило традиционную форму засечек и зависимость толщины штрихов от их направления. Латинский шрифт, близкий к современному, существовал уже в Древнем Риме, в этом легко убедиться, взглянув на надписи, покрывающие колонну Траяна (II век н. э.). Они выполнены так называемым латинским капитальным письмом (в английском языке прописные буквы до сих пор называются Capitals — заглавные). Для менее торжественных случаев древние применяли различные формы унциала, курсива и минускула — рукописных начертаний, от которых произошли современные строчные и курсивные буквы.

     

    Надписи на колонне императора Траяна

     

    Эпоха Возрождения дала мощный толчок развитию шрифтового искусства. Изобретение Иоганном Гутенбергом книгопечатания в середине XV века сделало книги массовым явлением и вызвало потребность в удобочитаемых наборных шрифтах. На смену многочисленным разновидностям средневекового готического письма пришли гуманистические, или ренессансные, антиквы — гарнитуры, отличавшиеся лаконичными, легко различаемыми, ясными формами. Как известно, в качестве образца для подражания творцы эпохи Ренессанса рассматривали культурное (в том числе шрифтовое) наследие античности — отсюда и название нового вида шрифтов.

    Латинские шрифтовые гарнитуры эпохи Возрождения стали "двухалфавитными", объединив в себе прописные и строчные буквы — элементы, произошедшие соответственно от римского капитального письма и минускула. До этого заглавные буквы в рукописных книгах использовались практически исключительно для инициалов (буквиц); правда, в Византии смесь прописных и строчных греческих букв использовалась уже с IX века. Авторами многих ренессансных гарнитур были талантливейшие художники, например Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. А одним из первых профессиональных типографов — шрифтовиков и печатников — считается французский художник XVI века Клод Гарамон, который, помимо прочего, создал гарнитуру-антикву, названную его именем и в незначительно измененном виде использующуюся до сих пор (не исключено, что и на вашем компьютере установлен шрифт Garamond).

    В эпоху барокко (XVII — начало XVIII в.) ведущую роль в типографике играют художники французской и голландской шрифтовых школ, позднее лидерство переходит к англичанам. Барочные антиквы отличались от ренессансных большей изящностью штрихов (зачастую немного вычурной формы) и повышенной контрастностью; их принято считать переходными — промежуточной стадией на пути к новым, классицистическим антиквам, многие из которых применяются до сих пор. Из шрифтовиков барочного периода можно упомянуть француза П. Фурнье и голландца X. ван Дейка. Весьма значительный вклад в типографику сделали в середине VIII века английские шрифтовики У. Каслон и Дж. Баскервиль, чьи имена зафиксированы в названиях популярных гарнитур (кстати, потомок Каслона — типограф Уильям IV — первым создал в начале XIX в. гротескную, или рубленую, т. е. не имеющую засечек, гарнитуру).

    Наступивший вслед за барокко классицизм (XVIII—XIX века) ознаменовался переходом к более простым и стройным формам. К эпохе классицизма относится творчество знаменитого итальянского шрифтовика Дж.-Б. Бодони, а также французских типографов из семьи Дидо (один из представителей этой семьи, Амбруаз Дидо, разработал типографскую систему измерения, до недавнего времени, а именно до повсеместного внедрения компьютерного набора и английской пунктовой системы, широко использовавшуюся полиграфистами многих стран).

     

    Кириллический полуустав (а) и разные виды антикв: б) ренессансная; в) барочная; г) классицистическая

     

    В России возникновение книгопечатания в 1564 г. связано с именем Ивана Федорова (кстати, еще раньше, в 1517 г., подданный Великого княжества Литовского, Франциск Скорина, стал белорусским первопечатником, выпустив в Праге несколько книг Библии, впервые в истории не написанных от руки, а набранных кириллицей). В русских типографиях XVI—XVII вв. применялись шрифты устав и полуустав. В начале VIII века по инициативе Петра I в России была произведена реформа письменности, заключавшаяся в упрощении алфавита и создании русского гражданского шрифта на базе латинской антиквы и кириллического печатного полуустава. Начиная с этого времени связь российского шрифтового искусства с европейским становится более тесной. Первый русский шрифт нового образца был отлит в Голландии, но вскоре и наши отечественные типографы освоили европеизированные шрифты.

    В XIX веке развитие капитализма, немыслимого без рекламы, вызвало широкое распространение акцидентных гарнитур. Другая тенденция этого времени связана с появлением малоконтрастных шрифтов, получивших название египетских.

    В XX веке разнообразие шрифтов выросло. Как и во всех жанрах искусства, в типографике этот век был революционным и ознаменовался поиском новых выразительных средств, зачастую парадоксальных и пригодных лишь для декоративных целей. Говоря о развитии текстовых шрифтов, особенно следует отметить распространение рубленых гарнитур, самой знаменитой из которых, наверное, является Гельветика (в переводе на русский — швейцарская; как вы помните, по классификации Microsoft вся группа рубленых шрифтов называется Swiss, что также переводится как швейцарская). Один из самых популярных современных шрифтов-антикв, Таймс, был создан в тридцатых годах и впервые использован в типографии лондонской газеты Times. Прекрасные кириллические шрифты создавались российскими и советскими художниками, в частности В. Лазурским, Г. Банниковой, С. Телингатером. Всего в настоящее время в мире насчитывается несколько десятков тысяч гарнитур профессионального качества.

    Развитие компьютерных технологий не только упростило использование шрифтов, но и породило новые художественные решения и даже шрифтовые жанры. В частности, появились анимированные экранные шрифты, а также "стохастические" наборы символов, форма которых может случайным образом меняться при выводе на принтер, экран или другое устройство.

    Из истории технологии

    Догутенберговекая эпоха и ручной набор. Самый длинный период в истории письменности был связан с рукописными шрифтами. Пожалуй, из технологических достижений этого периода важнейшим (для развития письменности) является изобретение бумаги. Следующая эпоха наступила с изобретением книгопечатания: с XV по XIX век текст в типографиях набирался вручную из отдельных литер (как правило, металлических или деревянных), на каждой из которых было рельефное зеркальное изображение какого-либо знака. Набранный из литер и сверстанный текст составлял вместе с гравированными иллюстрациями печатную форму. Эта форма покрывалась краской и с нее делалось по нескольку оттисков на бумаге — печатался тираж.

    Наборные машины. Чуть более ста лет назад наборный процесс был механизирован. В 80-х годах прошлого века житель США Оттмар Мергенталер изобрел строкоотливное наборное устройство — линотип. На нем оператор с помощью клавиатуры набирал строки текста из отдельных буквенных матриц (на этих матрицах изображение символов было углубленным и не зеркальным, а прямым) и пробельных клиньев, имеющих регулируемую шири ну. Набранная строка служила формой для отливки линотипной строки из металла (типографского сплава гарта). Из отлитых строк версталась печатная форма, а матрицы и клинья, составляющие наборную строку, автоматически возвращались в специальные хранилища (магазины линотипа) для повторного использования.

    Практически одновременно с линотипом появился монотип — буквоотливное наборное устройство, изобретенное американцем Толботом Лэнстоном. Монотип состоял из двух раздельных секций — клавиатурного аппарата, где информация кодировалась и записывалась на перфоленту, и собственно буквоотливного механизма, управляемого этой перфолентой. Каждая литера отливалась отдельно из более твердого по сравнению с гартом сплава, после чего из литер формировались строки и верстались страницы (полосы) печатной формы. Клавиатура у монотипа была более сложной, чем у линотипа, и использовалось изобретение Лэнстона для сложных видов набора (математические формулы, тексты на экзотических языках и т. п.).

    Фотонабор. В семидесятые годы XX века на смену "горячим" видам набора (монотипному и линотипному) — пришел фотонабор. Процесс фотонабора делится на два основных технологических этапа. На первом информация вводится с клавиатуры и кодируется на перфоленте. На втором эта перфолента, содержащая коды символов и управляющих команд, используется для управления фотонаборным автоматом, снабженным дисковыми или барабанными шрифтоносителями, — на фотопленке формируется изображение текстовых страниц.

    Применявшиеся в первых фотонаборных автоматах шрифтоносители были вещественными: каждый из них представлял собой непрозрачную пластину, содержащую прозрачные участки в форме букв и других символов (емкость шрифтоносителя могла составлять 256 или 512 знаков, для каждого кегля обычно требовался свой шрифтоноситель). Сквозь эти прозрачные участки-шаблоны свет от специальной лампы попадал на фотопленку, формируя на ней скрытое фотографическое изображение. Проявленные изображения использовались в типографиях для изготовления металлических или полимерных печатных форм методом контактного копирования.

    В восьмидесятых годах фотонабор с вещественными шрифтоносителями был вытеснен электронным фотонабором, при котором изображение на фотоматериале формируется световым лучом, управляемым программой. Наступила эра цифровых шрифтов, описываемых программным путем, хранимых в электронном виде и пригодных для использования в фотонаборных автоматах и на персональных компьютерах.

    Электронная типографика

    Два вида компьютерных шрифтов. Существует несколько способов описания и хранения цифровых шрифтов; для нас наиболее интересными являются растровый и контурный. В шрифте растрового формата символы хранятся в виде растровых картинок — прямоугольных матриц из точек-пикселов, каждая точка описывается отдельно. По этим описаниям очень просто точку за точкой построить изображение символа на любом выводном устройстве. Однако данный метод лишен гибкости: при попытке как-либо преобразовать шрифт (например, увеличить кегль) качество изображения резко ухудшается, поэтому для обеспечения шрифтового разнообразия каждое начертание и каждый кегль всех используемых гарнитур необходимо описывать и хранить отдельно. Растровые шрифты используются во многих лазерных принтерах, в алфавитно-цифровом режиме DOS, а также для воспроизведения текстовых элементов интерфейса Windows.

    Гораздо большими возможностями обладают контурные шрифты (их иногда не совсем точно называют векторными). Для их построения и хранения используется метод, основанный на математическом описании контуров символов. Такое универсальное описание позволяет практически в неограниченных пределах масштабировать и модифицировать шрифты, делает их независимыми от конкретного выводного устройства и его разрешения.

    Для вывода контурного шрифта на принтер, экран или другое растровое выводное устройство необходимо выполнить растеризацию — преобразование описания контуров в массивы точек. Растеризация может быть программной или аппаратной (последняя применяется в фотонаборных устройствах). Модуль, ответственный за растеризацию, называется растеризатором, или растровым процессором (raster image processor, RIP).

     

    Поставляемые с Windows 9x шрифты содержат многонациональные наборы символов в кодировке WGL 4.0

    Форматы PostScript и TrueType. По-настоящему массовым использование масштабируемых шрифтов стало в начале 80-х годов, когда американская фирма Adobe разработала мощный язык описания страниц — PostScript, ставший стандартом де-факто в современной полиграфии и компьютерной графике. Контуры объектов, в том числе шрифтов, в PostScript описываются с помощью кривых Безье третьего порядка (технология, знакомая многим по работе с графическими редакторами). Этот язык обеспечил бурное развитие настольных издательских систем на базе персональных компьютеров.

    Язык PostScript был положен в основу нескольких чисто шрифтовых форматов фирмы Adobe, наиболее распространенным из которых является формат Туре 1 (есть еще форматы Туре 0, Туре 3, Туре 5). Наряду с самими описаниями контуров (в виде программ на PostScript) важнейшим элементом шрифтов Туре 1 являются так называемые хинты (hints, буквально — намеки) — вспомогательная информация, с помощью которой RIP может компенсировать погрешности растеризации при выводе символов на устройство с низким разрешением.

    Конкретная реализация шрифта Туре 1 зависит, как правило, от операционной системы. В частности, на платформе Windows один шрифт бывает представлен двумя файлами: первый, с расширением PFB, содержит упакованные описания контуров, второй, с расширением PFM, — так называемые метрики принтера. Строго говоря, PFB- и PFM-файлы не содержат данных в формате PostScript (хотя и построены на основе соответствующей технологии), работать с ними напрямую RIP не могут. В программах, использующих PFB-файлы, перед выводом текста на PostScript-совместимое устройство эти файлы обычно преобразуются в формат PFA, содержащий код PostScript.

    Язык PostScript быстро завоевал популярность — средства его поддержки стали встраивать в фотонаборные автоматы, фирма Apple еще в 1985 г. использовала его в своем лазерном принтере LaserWriter. Вскоре появились и другие PostScript-совместимые принтеры, а также издательские и графические пакеты, в которых этот язык применялся для внутреннего представления данных. В некоторых операционных системах (NeXT, отдельные версии Unix) экранная графика обрабатывается с помощью встроенного языка Display PostScript.

    Между тем поначалу единственным производителем высококачественных шрифтов Туре 1 была сама фирма Adobe: спецификация на формат PostScript была открытой, но все связанное с информацией о хинтах держалось в секрете. Кроме того, использование PostScript требовало значительных лицензионных отчислений фирме Adobe, поэтому конкуренты стали искать альтернативные варианты решения проблемы масштабируемых шрифтов. В результате в 1991 г. фирмы Apple и Microsoft совместно создали спецификацию TrueType и применили ее в своих операционных системах — MacOS и Windows 3.1.

    В отличие от PostScript формат TrueType использует для описания символов кривые второго порядка — В-сплайны. TrueType-технология предусматривает разметку хинтов и позволяет создавать не менее совершенные шрифты, чем PostScript. Правда, как утверждают специалисты, изготовить высококачественный TrueType-шрифт сложнее, чем аналогичный PostScript-шрифт. Специфика технологии TrueType требует от дизайнера более высокой квалификации и трудозатрат: данные о хинтах необходимо задавать в явном виде для каждого символа.

    Вся информация о TrueType-шрифте хранится в одном файле с расширением TTF (правда, в Windows 3.1 для каждого шрифта создавался еще и вспомогательный FOT-файл). Объем такого файла может быть больше совокупного объема файлов с аналогичным PostScript-шрифтом. Дело в том, что в файлах TrueType содержится более подробная разметка шрифта. Считается, что TrueType — интеллектуальный формат, позволяющий использовать относительно простые растеризаторы, тогда как PostScript — менее интеллектуальный формат, предъявляющий соответственно более высокие требования к интеллектуальности RIP.

    Формат TrueType был с самого начала открыт для разработчиков и являлся "родным" для двух самых популярных программных сред — Windows и Macintosh. Появление такой конкуренции принудило Adobe еще до выхода окончательных версий Windows 3.1 и MacOS, совместимых с TrueType, полностью открыть спецификацию Туре 1.

    В настоящее время PostScript (в частности, его разновидности, получившие названия PostScript Level 2 и PostScript Level 3) является языком внутреннего представления данных для большинства популярных фотонаборных устройств, поэтому сервисные центры по изготовлению полиграфических фотоформ предпочитают получать файлы сверстанных полос именно в этом формате. Хотя спецификация PostScript Level 3 предусматривает совместимость с форматом TrueType, смешение шрифтов разных типов в одном документе иногда приводит к осложнениям.

    Для полноценной работы со шрифтами PostScript в среде Macintosh и Windows фирма Adobe выпустила программу Adobe Type Manager (ATM), обеспечивающую управление шрифтами Туре 1 и их корректный вывод на экран.

     

    Редактирование контурного шрифта в программе FontLab

     

    Шрифты и кодировки. Используемая в шрифтовом наборе кодировка символов не менее важна, чем ассортимент символов и их форма. Наименее остро вопрос кодировки стоит перед англоязычными пользователями, для россиян же он всегда был достаточно актуальным. Разрабатывая спецификацию TrueType для Windows 3.1, фирма Microsoft поначалу не предусмотрела корректную работу с кириллическими кодовыми таблицами, поэтому первые русифицированные шрифты, создававшиеся для этой системы, работали ненадежно, их использование и сейчас нередко порождает проблемы (можно вспомнить, например, многочисленные случаи неправильного изображения или даже полного исчезновения символов в приложениях Office 97). Со временем спецификация была изменена.

    Наиболее полно проблема воспроизведения многоязычных текстов решается с помощью двухбайтовой кодировки Unicode, однако пока эта кодировка поддерживается только в ОС Windows NT. Промежуточное решение было предложено Microsoft в Windows 95/98. Оно получило название "многонациональная языковая поддержка", в его основе лежит специальная кодировка WGL 4.0. Эта кодировка включает набор из 652 символов, охватывающих алфавиты всех европейских языков. Фирменные шрифты для Windows 95 имеют именно эту кодировку и для работы с конкретным языком позволяют выбрать соответствующий языковой сценарий.

    Многие пользователи Windows 95 до сих пор применяют TrueType-шрифты, унаследованные от Windows 3.1. Существуют программы, конвертирующие такие "старые" шрифты в соответствии с кодировками Unicode и WGL 4.0. Можно найти также ряд утилит для преобразования шрифтов TrueType и Туре 1 из кодировки Macintosh в Windows и обратно; следует, правда, помнить, что использование таких утилит может быть сопряжено с нарушением авторских прав разработчиков шрифтов.

    Дальнейшее развитие форматов. Стремясь обеспечить более гибкую систему управления начертаниями шрифтов Туре 1, фирма Adobe предложила в 1993 г. технологию Multiple Master, расширяющую спецификацию PostScript. Суть ее сводится к тому, что основные характеристики шрифтов (величина засечек, наклон, контрастность и пропорциональность) представляются в числовом виде, после чего при наличии двух произвольных начертаний можно получить множество других, промежуточных, плавно меняя те или иные параметры.

     

    Похожее решение было предложено фирмой Apple, которая разработала технологию QuickDraw GX и применила ее для расширения возможностей использования шрифтов в форматах Туре 1 и TrueType (правда, только на платформе Macintosh). Впрочем, несмотря на богатство предоставляемых возможностей, шрифты Multiple Master и GX не получили широкого распространения.

    Важной вехой на пути к универсальной шрифтовой совместимости стало заключенное в 1996 г. фирмами Adobe и Microsoft соглашение о совместной разработке нового формата ОрепТуре, I базирующегося на стандарте Unicode и -•'. позволяющего объединять в одном шрифте элементы TrueType и PostScript.

     

    Шрифты как разновидность ПО

    Изготовление высококачественного шрифта всегда было делом трудным и дорогостоящим, поэтому такие шрифты раньше были доступны лишь профессионалам. Стремясь сделать систему Windows как можно более Универсальной и многофункциональной средой, фирма Microsoft разработала и включила в состав ОС (в том числе и в русскую версию) набор очень добротно сделанных шрифтов в ^формате TrueType, которые позволяют выполнить большинство задач, связанных с набором и оформлением текста. Поскольку эти шрифты прилагаются к Windows бесплатно, другим фирмам — изготовителям электронных шрифтов пришлось существенно снизить цены на свою продукцию, что сделало этот вид ПО повсеместно доступным.

    Сейчас наиболее известными поставщиками шрифтов на мировом рынке являются фирмы Agfa, Adobe, Bitstream, DynaLab, Emigre, FontShop, ITC, Letraset, Linotype, Monotype. Крупнейший в России производитель шрифтов — шрифтовая лаборатория РагаТуре, недавно выделившаяся из состава фирмы ParaGraph. Эта лаборатория около десяти лет назад стала преемником и продолжателем традиций Отдела наборных шрифтов НИИПолиграфмаша — ведущего разработчика отечественных фотонаборных шрифтов советского периода.

     

    Шрифтовая Web-страница на узле Adobe

     

    Профессиональные кириллические шрифты выпускают отечественные фирмы Az-Zet, Double Alex и Type-Market, а также латышская компания Tilda. Довольно обширную подборку русских шрифтов "Три-о-Граф 98" предлагает фирма "Арсеналъ" в составе серии программных средств "Русский Офис".

    Шрифты распространяются не только в виде самостоятельных пакетов, но и вместе с операционными системами и приложениями. Так, в комплекте Windows 95 есть базовый набор основных гарнитур (Arial, Courier, Times, Wingdings), другой продукт Microsoft — Office 97 — включает более сотни TrueType-шрифтов, в том числе лицензированных у компаний ITC, Monotype и URW. Огромные шрифтовые коллекции прилагаются к графическим и офисным пакетам фирмы Corel.

    Следует отметить, что, как и другие виды ПО, компьютерные шрифты являются объектом нелицензионного копирования и распространения и качество шрифтов из "пиратских" наборов зачастую оставляет желать лучшего.

    Законы жанра и их нарушения

    Шрифтовик-профессионал, глядя на любой, даже незнакомый шрифт, по целому ряду характерных признаков сразу же может оценить его качество — степень соответствия обширному набору правил построения шрифтов. Низкое качество воспроизведения текста может быть вызвано разными причинами.

    Ошибки дизайна. Нелепость художественных решений, порожденных отсутствием профессиональной дизайнерской подготовки у автора шрифта, обычно сразу бросается в глаза. У символов в "любительских" шрифтах нередко отсутствует стилевое единство, отдельные знаки бывают нарисованы без учета соответствующих традиций (скажем, букву А или Д пытаются получить простым добавлением горизонтального штриха к букве Л, русскую И создают путем зеркального отображения латинской N и т. п.).

    Кроме того, шрифтовики-дилетанты иногда не учитывают возникающие при определенном сочетании форм нежелательные оптические эффекты, которые профессионал обязательно постарается компенсировать. Так, чтобы круглые буквы типа О и С не казались слишком маленькими, их верхние элементы должны заходить чуть выше линии высоты строки, а нижние — чуть ниже базовой линии. Для достижения эффекта одинаковой толщины штрихов наклонные штрихи необходимо делать чуть тоньше вертикальных, а округлые — чуть толще.

    Говоря о правилах построения шрифтов, следует помнить, что каждая национальная школа шрифтового искусства имеет свои традиции, которые меняются со временем (например, после моды на "широкие" шрифты, обеспечивающие впечатление свободы и простора, может наступить мода на зауженные, более емкие шрифты).

    Ошибки кодирования. Непременное свойство высококачественного шрифта — оптимальность: для описания контуров необходимо использовать минимальное число линий и узловых точек. Кроме того, профессиональные разработчики масштабируемых шрифтов руководствуются множеством специфических правил (например, не рекомендуется строить контуры из длинных и слишком сложных кривых, оставлять острые внутренние углы между штрихами, нарушать вертикальность или горизонтальность основных штрихов и т. д.). Неоптимальный TrueType- или PostScript-шрифт может ухудшить воспроизведение символов, существенно замедлить работу растеризатора, а порой и привести к зависанию системы. Воспроизведение шрифта ухудшается также при отсутствии или низком качестве разметки символов (информации о хинтах, кернинге и трекинге).

    Ошибки применения. Даже имея хороший набор профессиональных шрифтов, пользователи, не обладающие эстетическим чутьем и культурой, зачастую создают некрасивые, невыразительные и неудобочитаемые документы.

    Прежде всего можно упомянуть такое нарушение, как неправильный, не соответствующий характеру текста выбор гарнитуры (скажем, Лазурская и Академическая гарнитуры сами по себе очень хороши, но если набрать одной из них газетную сводку новостей, это будет выглядеть нелепо). Эклектичность — неоправданное смешение в одном документе множества разностильных шрифтов — также ухудшает восприятие текста. Ошибкой является неупотребление кернинга там, где он необходим, то же самое относится к трекингу. При печати текста вывороткой (светлые буквы на темном фоне) следует избегать шрифтов малого кегля и контрастных гарнитур с засечками.

     

    Программы для создания и редактирования шрифтов

    Автором одной из первых программ для создания цифровых шрифтов является знаменитый американский программист Д. Кнут, создавший в 70-х годах систему подготовки печатных документов ТеХ. В ней использовались растровые шрифты, сгенерированные программой Metafont, также разработанной Кнутом. Этот инструмент не имеет графического пользовательского интерфейса, шрифты в нем описываются в виде подпрограмм на специальном декларативном языке.

    Первое поколение электронных фотонаборных автоматов использовало шрифты, созданные с помощью программы Ikarus немецкой фирмы URW. Эта программа, поддерживающая собственный шрифтовой формат, была разработана в начале 70-х немцем Петером Каро (P. Karow) и до сих пор является одним из самых совершенных инструментов для изготовления шрифтов. Однако стоит она очень дорого (25 тыс. долл.), а потому применяется лишь крупными коммерческими фирмами, например Agfa, Autologic, Compugraphics, Linotype и Monotype. В настоящее время программа поддерживает TrueType, a также ряд форматов, основанных на PostScript, — Туре 1, Туре 3 и EPS.

    Несколько мощных программ для редактирования шрифтов разработала в свое время фирма Ares (впоследствии поглощенная корпорацией Adobe). В частности, многие шрифтовики до сих пор используют ее программы FontStudio и FontMonger, хотя новые версии этих программ не выпускаются.

    Первым редактором контурных шрифтов на ПК был пакет Fontographег для Macintosh, выпущенный фирмой Altsys в 1985 г. В настоящее время права на эту весьма популярную программу принадлежат фирме Macromedia. Существуют версии Fontographer для Macintosh и для Windows, поддерживаемые форматы — Туре 1, Туре 3 и TrueType. Цена программы — около 350 долл.

     

    На узле компании РагаТуре

     

    Отрадно сознавать, что один из лучших в мире инструментов для создания контурных шрифтов разработан в России — это программа Font Lab 3.0 петербургской фирмы "СофтЮнион". Первая версия программы, называвшаяся "Фонт Дизайнер", увидела свет в начале 90-х. Версия 3.0 распространяется фирмой FontLab Developers Group и стоит около 400 долл. Программа позволяет регулировать практически все значимые параметры шрифтов PostScript и TrueType, обеспечивает полноценное кодирование хинтов в любом из этих форматов.

    Компания FontLab Developers Group, выпускающая пакет FontLab, разработала также программу Scan-Font 3.0. (цена около 200 долл.), предназначенную для трассировки (перевода в векторный формат) растровых изображений и превращения их в шрифты. В ScanFont есть также возможность редактирования и конвертирования шрифтов из одного формата в другой.

    Средства для создания шрифтов имеются и в редакторе векторной графики CorelDRAW, начиная с версии 3.0, хотя они и не столь удобны и совершенны, как специализированные инструменты. Российская фирма РагаТуре выпустила оригинальную программу ParaNoise, генерирующую декоративные "шумные" (стохастические) шрифты на основе имеющихся шрифтов формата PostScript. При распечатке текста такими шрифтами форма одной и той же буквы никогда не повторяется.

    Шрифтовые ресурсы в Internet

    Тема компьютерных шрифтов в данной статье лишь поверхностно затронута, поэтому для дальнейших изысканий хочется порекомендовать читателям несколько Web-адресов с дополнительной информацией:

    * Adobe Type Products (www.adobe.com/type/typeprod.html) — каталог шрифтовых программ фирмы Adobe;

    * Microsoft Typography (www.microsoft.com/typography/) — краткий путеводитель по шрифтовым технологиям Microsoft;

    * LinotypeLibrary (www.linotypelibrary.com) — каталоги шрифтов и прочая информация, предоставляемая одной из крупнейших полиграфических фирм мира;

    * "РагаТуре: кириллические и многоязычные шрифты" (www.paratype.ru/ru/welcome.htm) — коллекции шрифтов, каталог программ, электронный журнал о шрифтах и т. п.

    * FontLab Developers Group (www.fontlab.com) — каталог редакторов шрифтов, имеется возможность переписать бесплатные демоверсии;

    * Type design, typography & graphic images (webcom.net/~nfhome/homepage.htm) — личная страница канадца Николаса Фабиана, замечательного знатока типографики, содержащая много полезных сведений и ссылок.

     

    Автор выражает благодарность сотрудникам компании ParaType за помощь, оказанную при подготовке статьи.

     

    Hosted by uCoz