На главную страницу Эла Силонова Работы М. Силоновой

М. Силонова

ЧЕЛОВЕК ЦЕРКВИ

Отзыв о книге
Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
"Человек Церкви" (Издание Московской епархии, 1998 г.)

Посвящается с любовью
моей крестной, матушке Серафиме,
игуменье Новодевичьего монастыря

Весной 1998 года вышла книга "Человек Церкви", посвященная 20-летию со дня смерти и 70-летию со дня рождения митрополита Никодима. Автор книги --Преосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Хочется от всего сердца принести глубокую благодарность за этот благородный и крайне сейчас необходимый труд. В наше время редко выходят книги, посвященные церковным деятелям -- нашим недавним современникам, -- которые в то же время являются примером "человека на все времена". Поэтому труд митрополита Ювеналия вызывает уважение, будучи образцом как проявления личной любви и благодарной памяти о друге и брате во Христе, так и воздаяния достойной памяти человеку, так много сделавшему для христианства и, в частности, для Русской Православной Церкви в нашем веке.

Книге предпослано посвящение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 2-го, в котором Святейший дает высокую оценку деятельности митрополита Никодима: "Человек ярких дарований... он жил и совершал свое служение, дерзновенно свидетельствуя о жизнеспособности Православной Церкви, после страшных, перенесенных Церковью репрессий и перед лицом новых испытаний". Книга особенно важна именно в настоящий момент, потому что она посвящена Человеку Церкви, той Церкви, которая может привлекать человеческие сердца и призвана быть Светом миру. В последнее время СМИ пишут о РПЦ много негативных вещей, причем не так уж и необоснованно. Действительно, в отдельных случаях бросается в глаза с одной стороны обмирщение церкви, ее пристрастие к материальным благам, а с другой стороны  -- ее крен в сторону политики, причем в сторону реакционных национал-шовинистических сил. Так вот, книга "Человек Церкви" показывает, что в своей глубине, в лице своих лучших сынов, Церковь с большой буквы является примером высшей правды и благородства для всех людей, церковных и нецерковных. РПЦ в своих человеческих проявлениях часто отталкивает многих живых и рассуждающих людей, ищущую молодежь, взыскующих истины. Книга, раскрывающая образ истинной Церкви и личность одного из ее великих сынов, посвятивших безраздельно жизнь служению Богу и людям, очень актуальна и своевременна.

В предисловии к книге митрополит Ювеналий пишет: "На страницах книги читатель встретится лишь с православными авторами, за исключением кардинала Виллебрандса, на глазах которого скончался владыка митрополит... Эта книга содержит свидетельства тех, кто имеет на это право: матери, друзей детства, духовных чад, собратьев -- епископов и представителей Поместных Православных Церквей."

Из 36 авторов воспоминаний, вошедших в книгу, 35 --православные христиане. Среди них --выдающиеся деятели Русской Православной Церкви: Патриарх Московский и Всея Руси Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон, протоиерей Виталий Боровой и многие другие. Поэтому предлагаемые свидетельства являются особенно весомыми и авторитетными. Искренней скорби, любви и уважения к почившему митрополиту Никодиму исполнено слово на отпевании, произнесенное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси ПИМЕНОМ: "Блаженнопочивший владыка митрополит Никодим был верным сыном Русской Православной Церкви, с юношеских лет посвятившим себя служению Церкви Божией. Любовь к Святой Церкви, одаренность и трудолюбие сопутствовали ему на всем протяжении его, по-человечески слишком короткого, жизненного пути--от приходского священника до митрополита Ленинградского и Новгородского, постоянного члена Священного Синода, Патриаршего Экзарха Западной Европы, Председателя Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Всем известны были его любовь к богослужению, к проповеди слова Божия, к благолепию святых храмов, его неустанная забота о подготовке образованных и преданных Церкви пастырей и наставников Духовных школ, отеческое отношение к клиру и пастве, находившимся под его архипастырским окормлением.

Владыка Никодим обладал даром песнотворчества. Его вдохновенной мысли и перу принадлежат церковные последования святым угодникам Божиим. Пастырство, которое владыка поставил во главу угла своей жизни и деятельности, не являлось единственным его служением Церкви. Митрополит Никодим полагал много труда и энергии укреплению всеправославного единства и приближению восстановления вероисповедного единства ныне разделенного христианства".

Воспоминания рисуют владыку Никодима как человека гениальных дарований и трудолюбия, феноменальной памяти, ориентации, ясного и осознанного восприятия и анализа событий и явлений, принятия смелых решений. Он "был своего рода "Божией милостью самородок". Особая роль владыки Никодима и неизгладимый след, который он оставил в церковной истории и в истории русского общества, объясняются тем, что митрополит Никодим постоянно искал и находил новые и эффективные пути к осуществлению призвания и нахождения места Церкви в нашем современном обществе, нес свидетельство самой сути Евангелия, являл пример беззаветного служения Церкви разделенному человечеству. " Владыка, как христианский реалист, трезво смотрел на требования современной жизни и от имени Церкви стремился ответить на встающие в жизни проблемы. В своей миротворческой и экуменической деятельности, в двусторонних и многосторонних контактах с православными и неправославными церквами, в практическом диалоге в нашем обществе -- во всем и всегда сказывалась его мудрая дальновидность иерарха, действительно знающего и умеющего держать руку на пульсе современной проблематики не только церкви, но и современного общества." (Митр. Ювеналий). Считая, что надо жить не прошлым, а будущим и для будущего нашей Церкви, он был горячим поборником единства и дружбы всех православных народов, а также и сотрудничества с христианскими народами Запада и развивающихся стран. Он руководил бессменно, до самой смерти,нашим участием и активностью в экуменическом движении в целом (во всем объеме и во всех формах этого движения), будучи верным последователем и творческим продолжателем заветов и основных направлений так называемого " православного экуменизма" нашей Церкви 19-го и начала 20-говеков (до изоляциии Русской Цекркви в советское время с 1927 года). В этом вопросе он был продолжателем таких святителей, как митрополит Филарет Московский, епископ Феофан Затворник, Платон (Городецкий), митрополит Киевский, Иннокентий Московский, Вениамин, митрополит Петербургский, патриарх Тихон, епископ Платон (Рождественский) и многие другие святители и богословы нашей Церкви. Необходимо вспомнить также, что на Поместном Соборе 1917--1918 г.г., восстановившем Патриаршество на Руси, был создан специальный Отдел по Соединению Церквей, и Собором дано благословение " всем тем, кто трудится над изысканием пути к единству...дружественных нам Церквей". При этом " во всей своей экуменической деятельности владыка Никодим твердо придерживался изначального православного убеждения, что (как он всегда говорил своим неправославным партнерам) вполне естественным и единственно возможным путем к воссоединению христиан различных исповеданий в единстве веры является возвращение к догматическому учению древней неразделенной Церкви эпохи Семи Вселенских Соборов" (по воспоминаниям протопресвитера Виталия Борового). "Митрополит Никодим стремился вывести Русскую Церковь из изоляции, включить ее в систему богословских диалогов, собеседований и двусторонних отношений, в целостность экуменического движения и его международных компонентов и организаций, ВЦС" и других объединений, а также "наладить отношения и с Католической Церковью -- самым большим объединением христиан во всем мире. Связи и авторитет митрополита Никодима поднимали международный авторитет Церкви, которую он представлял, что , в свою очередь, побуждало советское правительство считаться с этим" (там же). При жизни владыки распространялись лживые слухи о будто бы имевшей место склонности его к унии с католичеством. В то время эти слухи "являлись искажением истины и действительности по незнанию и невежеству. В настоящее время эти лживые слухи распространяются злоумышленно и сознательно, чтобы дестабилизовать и расшатать внутреннюю жизнь нашей Церкви, увеличить число расколов и окончательно разрушить единство нашего народа и единство нашей Церкви" (Из воспоминаний прот. Виталия Борового).

"Твое выдающееся деятельное служение -- это целый великий период в истории нашей Церкви. Не от себя лично, а именно от лица Святой Русской Церкви, и согласно со всей ее Полнотой, ты осуществлял свое многообразное служение... ты смотрел на десятилетия вперед своих современников...когда в 60-х годах начали осуществляться интенсивные межправославные отношения, ты вдохнул в них жизнь, ты показывал там любовь нашей Святой Церкви, отстаивая часто ее честь и достоинство. В ответственный период бурного развития экуменизма никто, кроме тебя, не смог бы тогда так вести всех, кто был с тобою в экуменическом движении, как это сделал ты", -- это выдержка из слова на отпевании, произнесенного Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

"Трудно было владыке идти этим своим особым путем в служении Христовой Церкви, но он шел мужественно и твердо, пролагая путь так, как подсказывала ему совесть христианина, так, как подсказывало ему чуткое, благочестивое сердце, так, как своим могучим умом понимал то, чему служил. Господь даровал владыке какие-то совершенно особые силы: и силы ума, и силы воли, и силы чувств. И всем своим естеством владыка прозревал те подлинные проблемы, которые ныне стоят перед Церковью и которые будут перед нею стоять в будущем...он находил и проводил в жизнь мудрые решения этих проблем или подготавливал таковые для будущего , не думая никогда о том, будет ли он здесь, на земле, зрителем и участником этих событий... Сделано было много, даже может быть слишком много для одной человеческой жизни. И именно потому во всем мире столь высоко оценивают служения и жизнь этого человека и говорят о его особом вкладе в сокровищницу церковной истории" (из слова архиепископа Выборгского Кирилла на отпевании митрополита Никодима).

"Его любовь ко Христу и Церкви побуждала его к стремлению к единству. ...Митрополит скончался, исполняя миссию единства. Он не только познакомил нас со своею Церковью, но, поскольку он глубоко любил свою Родину, он познакомил нас с русским народом и его душой" (из слова кардинала Виллебрандса).

Для внутреннего домостроительства Православия важнейшим стало пастырское служение владыки Никодима, в котором он являл пример повседневного отречения от личных интересов ради паствы. "Митрополит Никодим в практической деятельности стремился соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к пастырю Церкви....Истовым совершением богослужений он и других вдохновлял на пламенную искреннюю молитву...У митрополита Никодима было особое отношение к Божественной Литургии, как главнейшему христианскому служению" (из воспоминаний протоиерея Василия Стойкова). Ссылаясь на пример древних христиан,, для которых было немыслимо просто присутствовать на евхаристическом собрании, не причащаясь, владыка Никодим был убежден, что "для каждого христианина в Евхаристии открывается дверь богообщения, что чрез нее верующй приобщается к источнику благодати... Заботу о пасомых митрополит Никодим простирал также на то, чтобы сделать язык богослужений более понятным современным верующим... В наше время, -- как отмечал владыка, -- по мнению многих становится весьма желательным, иногда необходимым, употребление русского текста Священного Писания для богослужебных евангельских, апостольских и некоторых иных чтений...руководствуясь мудрым пастырским тактом, он не делал предписаний и циркулярных распоряжений о вводе чтения Священного Писания на русском языке во всех храмах митрополии", однако на основании опыта чтения по- русски в двух храмах он видел, что многие верующие одобряют чтение на русском языке. Не желая форсировать события, он благословил тем не менее такую практику еще для одного храма. "Вместе с митрополитом Московским Филаретом он мог бы сказать: "Православная Российская Церковь не должна лишать православный народ чтения слова Божия на языке современном, общевразумительном, ибо такое лишение было бы несообразно с учением святых отец, с духом Восточно-Кафолической Церкви и духовным благом православного народа" (Митр. Филарет. Собр. мнений и отзывов, т. 4, М., 1886, с. 259, цитируется по рецензируемой книге, стр. 52). Для того, "чтобы все верующие осмысленно, активно и единодушно принимали участие в богослужении", владыка Никодим, следуя древнейшей практике, читал вслух молитвы во время Литургии, совершал Литургию апостола Иакова, отличающуюся своей "поистине апостольской простотой" (включая произнесение дьяконами ектений лицом к народу, чтение Священного Писания на середине храма лицом к народу, особый чин причащения Телу и Крови Христовой, --целый ряд особенностей, позволяющих всем участникам Литургии "живо ощутить свою близость друг к другу, осознать себя единой общиной, в которой литургисающий архиерей, клир и народ составляют единое целое во Христе". Имея особое попечение о том, чтобы богослужения совершались "благообразно и по чину" (1 Кор. 14, 40), он строго следил за тем, чтобы при совершении служб не было спешки и небрежности, чтобы чтение и пение были выразительны и доходили до слуха и сознания молящихся". Рассматривая проповедание необходимой частью пастырского служения, он считал обязанностью полагать в основу благовестия "проповедь Царствия Божия, проповедь радости жизни во Христе, проповедь мира и любви", считал необходимым быть достойным свидетелем Воскресшего Господа и проповедовать Его не только словом, но и делами, примером всей жизни. "Приводя слова митрополита Антония (Вадковского), владыка Никодим говорит, что пастырство без души -- безводный родник, который не утоляет жажды, и к которому в другой раз путник не пойдет. Пастырское служение требует от епископа повседневного отречения от личных интересов ради паствы, чтобы в конце своего подвига предстать перед Пастыреначальником Христом с духовным стадом, в котором не погибла ни одна овца. Высота епископского сана, которая определяет приличествующее ему почтение, не должна быть высоким порогом, о который претыкались бы желающие прийти к епископу с чистым сердцем и открытой душой.Тщеславие и превозношение не должны проникать в сердце епископа. Ему нужно сочетать простоту и достоинство,строгость и отеческое внимание с лаской, которые, подчиняясь мудрости, служат созиданию братства и единомыслия в подведомственном ему духовенстве и пастве. Епископу следует проявлять свою духовную власть со смирением, сочетая силу духа с кротостью, требовательность с любовью. Он обязан быть всегда благорасположенным ко всем, снисходить к немощам и слабостям, стремясь понять причины их, но вместе с тем быть беспощадным к греху, стараясь исторгать его из человеческих сердец. В церковном правлении епископа справедливость соединена с милосердием, пламенная ревность -- с мудрой осмотрительностью, не допускающей поспешности в решении сложных дел, свою личную ответственность он соразмеряет с мудростью соборного рассуждения." (Митр. Никодим. Сб. соч., т. 1, Ленинград, 1974 (Машинопись Д-510, стр. 304, 259, 305, 306, 283, 288), цит. по рецензируемой книге, стр. 61-62.)

Рассматриваемая книга знаменательна еще и тем, что ведущие российские иерархи нашего времени предстают как бы в новом свете -- по-человечески благодарными и благородными, чтящими память брата во Христе, друга, духовного отца, благодетеля. Эти их воспоминания делают архиереев ближе нам, понятнее и дороже. А это важно: между архипастырями и российской паствой необходимо единение сердец во Христе Иисусе.

В своем посвящении к книге Святейший Патриарх Алексий 2-й пишет, что в новых условиях подвергаются нападкам и очернению труды митрополита Никодима некоторыми деятелями , усердными не по разуму. Что это за новые условия, которые будто бы зачеркивают значение великих трудов великого православного церковного деятеля? Новые условия заключаются в том, что РПЦ получила внешнюю свободу от государства, получила возможность развиваться в соответствии со своими собственными истинными заветами, преданиями и канонами. Новые условия заключаются в том, что в Церковь приходят новые люди, в Церковь приходит интеллигенция и молодежь, верующими становятся люди, стремящиеся к истинному богопознанию, желающие молиться не только сердцем, но и умом, взывающие к Богу: "Открой нам Твоего богоразумия нетленный свет!" Эти люди ждут от священнослужителей искренненго неотступного следования в жизни заповедям Евангелия (после десятилетий лжи и насилия коммунистического режима над человеческими душами невыносимо видеть фальшь и двоедушие в людях, облеченных иерейским, а тем более архиерейским саном). Эти пришедшие в Церковь новые православные христиане ждут от священнослужителей глубоких проповедей, серьезной богословской подготовки, высоты духа -- всего того, чего требовал и за что ратовал Владыка Никодим. Митрополит Никодим предвосхитил будущее, он является духовным отцом нового поколения как образованных священнослужителей, так и образованных верующих. Критики митрополита Никодима по своему уровню, видимо, не соответствуют неизмеримо возросшим требованиям к эрудиции, к духовным, моральным и интеллектуальным качествам современого священнослужителя. И вот вместо того, чтобы увидеть бревно в собственном глазу и постараться дотянуться до высоты ярчайшего верного сына Русской Православной Церкви, некоторые деятели предпринимают гигантские усилия для того, чтобы постараться зачеркнуть великий вклад владыки Никодима в развитие Православной Церкви, чтобы уничтожить саму очевидную причину выявления своей неполноценности и профнепригодности, чтобы резко снизить уровень требований к вступающим на поприще церковной карьеры. "Сегодня, к сожалению, слишком легко некоторые люди, являя "ревность не по разуму", берутся судить о служении и деятельности покойного Владыки", -- пишет в своем посвящении Святейший Патриарх Алексий 2-й. А митрополит Ювеналий пишет: "...я уверен, что не пройдут мимо нашей Церкви многие вопросы, которые стояли перед митрополитом Никодимом. И тогда его опыт, его жизнь и служение могут быть снова в центре внимания."

10--19 апреля 1998 года


На главную страницу Эла Силонова Работы М. Силоновой

Hosted by uCoz