На главную страницу Эла Силонова Песенная страничка

Высоцкий в мире компьютерных технологий

Александр Силонов

В первом выпуске альманаха "Мир Высоцкого" был помещен обзор звуковых компакт-дисков с записями песен Владимира Семеновича; кроме того, упоминались программные компакт-диски, или CD-ROM, представляющие творчество барда. Между тем о феномене электронных изданий вообще и в связи с Высоцким в частности имеет смысл поговорить особо. Современные компьютерные технологии (например, те, что используются индустрией программных компакт-дисков) предоставляют невиданные ранее возможности для сохранения, систематизации, осмысления и исследования явлений культуры, в особенности произведений литературы и синкретических жанров искусства, таких, как авторская песня, кино и театр.

Технологии мультимедиа как инструмент культуры

Сразу следует оговорить одну особенность данной темы. Рассуждая о компьютерных технологиях — даже в контексте искусствоведения, — невозможно обойтись без ряда технических деталей, поэтому желательно с самого начала хотя бы вкратце разобраться с основными понятиями и терминами.

Термины. В отличие от звуковых компакт-дисков (они же аудио-CD), которые можно воспроизводить как с помощью специальной техники (музыкальных центров, CD-плейеров и т. п.), так и на современных компьютерах, программные компакт-диски (они же компьютерные, или мультимедийные компакт-диски, они же CD-ROM) предназначены для воспроизведения исключительно на мультимедийных компьютерах. Термин мультимедиа (от лат. multi — много и media — среда, средство) в широком смысле обозначает совокупность реалий, относящихся к возможностям компьютерной системы или программы работать с текстовой и звуковой информацией, статическими изображениями, видеозаписями, мультипликацией (анимацией) и другими видами данных.

Мультимедийные CD-ROM — всего лишь один из носителей мультимедийной информации, которая точно так же может храниться на жестком диске персонального компьютера или на сервере всемирной компьютерной сети Интернет (сервером в данном случае называется один из компьютеров сети, на котором хранятся материалы, доступные пользователям остальных компьютеров). Итак, "проигрывателем" для CD-ROM является персональный компьютер, оснащенный мультимедийными средствами: специальной звуковой и видеоаппаратурой и соответствующими программами. Потребители мультимедийной информации, как и любых компьютерных программ, называются пользователями; этого термина мы и будем придерживаться в дальнейшем.

В качестве носителей информации и инструментов культуры мультимедийные системы обладают многими преимуществами перед традиционными средствами (книгами, аудио- и видеозаписями). Самое очевидное преимущество — изначальная синкретичность, многокомпонентность мультимедиа, как нельзя более адекватная характеру синкретичных жанров искусства.

Важным достоинством хранения данных в электронной форме является возможность быстрого поиска нужной информации в огромных массивах. В первую очередь это касается контекстного поиска текстовых элементов — слов, строк, фраз и т. д. Программные механизмы поиска позволяют в числе прочего формировать на базе любого корпуса текстов всевозможные словари, тезаурусы и прочие вспомогательные материалы, используемые литературоведами, филологами, лингвистами и т. п.

Одним из замечательнейших достижений компьютерных технологий — как в практическом, так и в философском плане — стало представление разнородных взаимосвязанных материалов в форме гипертекста. Гипертекстовым или гипермедийным называется электронный документ, отображаемый на экране компьютера и содержащий интерактивные (т. е. специальным образом реагирующие на действия пользователя) элементы — слова или целые текстовые блоки, иллюстрации или их фрагменты. Такие интерактивные элементы называются гиперссылками. Воздействовав на гиперссылку (например, поместив на нее указатель-курсор), пользователь может запустить аудио- или видеозапись, вызвать новый документ (скажем, иллюстрацию, справку или комментарий к просматриваемому тексту), после чего — быстро вернуться к прежнему месту в документе либо активизировать новую гиперссылку. В сложных документах можно предусмотреть длинные цепочки гиперпереходов, позволяющие быстро просмотреть множество взаимосвязанных источников информации.

Если при составлении обычной, бумажной книги материал выстраивается в жесткой последовательности (как правило, воплощающей некую концепцию автора или составителя), то в компьютерной программе один и тот же набор данных (текстов, звукозаписей и т. п.) может подаваться по-разному в зависимости от цели, которую ставит пользователь в каждый конкретный момент. К примеру, одни и те же произведения в электронном сборнике можно группировать в алфавитном порядке (как по первой строке, так и по названию), в соответствии с хронологией, темой, размером, количеством вариантов и т. п. — причем изменения структуры сборника можно осуществлять непосредственно в ходе просмотра документа. Таким образом одна программа как бы представляет собой сразу несколько сборников с разными концепциями, что многократно увеличивает ее ценность как исследовательского инструмента.

Нельзя не упомянуть и о таком достоинстве мультимедийных систем, как компактность записи данных. Для производства звуковых компакт-дисков и CD-ROM используются одни и те же носители, но если в первом случае на диске умещается, как правило, не более двух-трех десятков произведений с общей длительностью звучания около часа с четвертью, то во втором эта длительность может составлять почти 20 часов, причем качество звучания практически не ухудшается! Если же хранить на CD-ROM только неупакованную текстовую информацию, то ее объем может составить более 600 млн. знаков (в терминах информатики — 600 мегабайтов), что соответствует тысяче книг объемом по 15 издательских листов; кроме того, существующие средства упаковки (компрессии) информации позволяют сжимать тексты в несколько раз без каких-либо потерь. Гораздо менее емкие форматы используются для хранения видеозаписей; так, видеофрагмент длительностью 1 мин, даже записанный с очень низким качеством, может занять около 10 мегабайтов. Разумеется, на практике все пространство мультимедийного CD-ROM редко бывает занято каким-нибудь одним видом данных, подбор материалов обычно представляет собой некий компромиссный вариант, определяемый системой приоритетов составителя.

Очень важно, что представление информации в электронном виде позволяет многократно использовать однажды сохраненную информацию. Это означает целый ряд новых возможностей — от удобного копирования фрагментов текста, иллюстраций и т. п. из одного документа в другой до предельно упростившейся операции тиражирования целых мультимедийных изданий (что, кстати, широко используется пиратами).

Недостатки технологии. Нередко приходится сталкиваться с упреками и претензиями в адрес компьютерных систем как инструментов культуры. Обычно они сводятся либо к рассуждениям о гигиене и экологии ("воспринимать информацию с экрана вредно"), либо к доводам (по большей части иррациональным) типа: "Гораздо приятнее и плодотворнее общаться с теплой, живой книгой, чем с бездушным, мертвящим компьютером". Претензии такого рода в принципе небезосновательны, но, думается, стоящие за ними проблемы разрешимы, и в этой статье мы не будем подробно на них останавливаться.

Возможности и их использование. До сих пор мы говорили о возможностях, в принципе предоставляемых современными компьютерными технологиями. В большинстве реально существующих программных продуктов использованы далеко не все эти возможности. Если при издании книги работа автора или составителя в значительной степени отделена от всего, что касается полиграфии (качество полиграфического исполнения может варьироваться, но по большому счету можно считать, что параметры типографских работ — верстки, печати и брошюровки — стандартизированы и их влияние на конечный результат несущественно), то при разработке мультимедийных продуктов качество собственно программы, связующей отдельные массивы исходных данных между собой, играет не меньшую роль, чем сами эти данные.

Хотя технологии мультимедиа применяются в мире персональных компьютеров уже по меньшей мере шесть лет, единой системы критериев оценки мультимедийных продуктов до сих пор нет. Однако очевидно, что качество электронного собрания сочинений, антологии или энциклопедии определяется в первую очередь степенью полноты и достоверности представленной информации, удобством ее подачи, гибкостью и многообразием связей между отдельными элементами. Не последнюю роль играет квалификация разработчиков и то, в какой мере они использовали вышеперечисленные преимущества компьютерных технологий.

"Литературных" CD-ROM в нашей стране до сих пор выпущено не так уж много. Можно упомянуть несколько дисков, посвященных Библии, два пушкинских диска, изданных к двухсотлетию со дня рождения Александра Сергеевича. А самым удачным, вероятно, является серия из двух CD-ROM, выпущенных компанией "1С" и посвященных дилогии Л. Кэрролла об Алисе. Эти издания отличаются полнотой и разносторонностью текстовой информации (произведения Кэрролла даны в оригинале и в нескольких переводах, снабжены многочисленными языковыми, литературоведческими и историческими гипертекстовыми комментариями), богатством иллюстративного ряда (пользователь может произвольно встраивать в текст или просматривать отдельно наборы иллюстраций, сделанных несколькими художниками). Разработчики тактично и со вкусом подобрали мультимедийные спецэффекты, обеспечив при этом удобство использования, изящество и остроумие оформления. Кстати, оба диска имеют некоторое отношение и к В.В.: в качестве музыкальных заставок к ним использованы фрагменты песен Высоцкого, написанных к пластинке "Алиса в Стране чудес" и звучащих в исполнении самого автора и К. Румяновой.

Идеальный "литературный" CD-ROM. Практика показывает, что наиболее удобные, универсальные и перспективные (то есть способные в течение долгого времени оставаться востребованными, актуальными как с точки зрения искусствоведения, так и по технологическим характеристикам) литературные CD-ROM объединяют в себе свойства собрания сочинений (или антологии) и энциклопедии.

Если говорить об идеальном электронном издании, посвященном Высоцкому, то оно, очевидно, должно содержать по возможности полное и выверенное собрание написанных В.В. текстов с наиболее значимыми авторскими вариантами и максимально подробными аннотациями и комментариями (в качестве текстовой основы такого проекта может послужить одно из существующих бумажных изданий Высоцкого, скажем двухтомник "Владимир Высоцкий. Сочинения в двух томах", Екатеринбург: У-Фактория, 1999), а также аудиозаписи всех песен, желательно также с вариантами. Кроме того, для полноценного отражения творчества В.В. необходимы разделы, посвященные его работе в кино и театре. Помимо фрагментов видеозаписей здесь хотелось бы видеть по возможности полные сведения о фильмах и спектаклях с участием В.В.

Энциклопедический раздел должен включать словарь персоналий и прочих реалий, хронологические таблицы, а возможно, и географические материалы. Желательно также наличие литературоведческого и музыковедческого разделов. Что касается исследований музыкальной стороны творчества В.В., то с ними и в "бумажных" изданиях дело обстоит пока неважно (в частности, насколько нам известно, даже простой публикации в виде нотных партитур в песенных сборниках удостоились весьма немногие произведения). Электронные технологии и здесь предоставляют весьма интересные возможности, например позволяют выводить на экран партитуру и одновременно воспроизводить синтезированное звучание соответствующих нот.

Одной из важнейших составляющих идеального издания должны стать внутренние связи — гиперссылки, пронизывающие все разделы и обеспечивающие гибкий и быстрый доступ к любым данным.

 

Высоцкий на CD-ROM

Сразу следует сказать, что ни одно из реальных изданий не соответствует вышеперечисленным критериям идеального сборника. Большинство составляют любительские поделки, несостоятельные как в искусствоведческом, так и в программистском плане. Кроме того, нам известно всего одно издание, выпущенное с соблюдением законов об авторских правах. Тем не менее огромный потенциал, заложенный в мультимедиа-технологиях, делает даже такие издания привлекательными для многих пользователей: несовершенные диски покупаются, так как заменяют собой сразу несколько музыкальных альбомов, а иногда и бумажное собрание сочинений.

* "Владимир Высоцкий. 60-е" — единственный на сегодня лицензионный CD-ROM, посвященный Высоцкому, — разработан компанией "Артинфо" и издан фирмой "Коминфо" в начале 1998 г. к 60-летию со дня рождения артиста. Диск является первой частью объявленного сборника и достаточно полно представляет начальный период творчества В.В. — до 1970 г. (выпуск второго, завершающего диска был запланирован на 1999 г., но пока не состоялся). Пожалуй, это наиболее профессиональное (из рассмотренных) издание с точки зрения программирования и оформления, а также самое основательное и разностороннее по содержанию.

Раздел "Песни и стихи" включает около 300 текстов произведений, несколько десятков документов вошли в раздел "Наброски, незавершенное, эпиграммы и посвящения". Большинство песен указанного периода (но не все) представлены аудиозаписями, их общая длительность — почти шесть часов. В разделах "Фотоархив" и "Автографы" собраны многие десятки фотографий, относящихся к личной жизни, актерской работе и концертным выступлениям В.В., а также факсимиле рукописей. Еще один раздел содержит биографические сведения и описание некоторых важных событий, происходивших в СССР в 60-е годы. В программе содержатся ссылки на все использованные источники — фильмы, фотоархивы, книги, аудиоиздания.

Авторы диска проделали большую работу не только по сбору, но и по классификации песен. Программа позволяет организовать список песен в хронологическом, алфавитном порядке, а также сгруппировать произведения по темам (несколько условно в творчестве поэта выделено 42 темы) и по принадлежности к одному из звуковых компакт-дисков, выпущенных фирмой SoLyd Records.

В большинстве случаев с произведениями можно работать комплексно: читать текст с экрана, нажатием кнопки переходить к комментариям, вызывать другие варианты текста или включать соответствующую аудиозапись. Это практически единственный CD-ROM (из рассмотренных нами), который использует данный прием (такой естественный при работе с творчеством барда!) столь последовательно.

К сожалению, в программе отсутствует четкое деление на стихи и песни, некоторые песни приведены без фонограммы ("В темноте"). Есть и более существенные недочеты.

Тексты многих песен даны с вариантами, что представляется весьма логичным, но принцип подбора вариантов не всегда понятен: песня бывает представлена двумя вариантами текста, а звучит при этом третий. Кроме того, пользователь не может одновременно вывести на экран два варианта для их сравнения. Среди других существенных недостатков диска — отсутствие системы контекстного поиска и невозможность копировать текст, слишком скудная система гиперссылок.

* Диск "Владимир Высоцкий" с подзаголовком "300 лучших песен" создан компанией "Атлантик Софт" в 1997 г. В программу встроена реклама компьютерных услуг, а к самому диску прилагается "регистрационная карточка" с указанием почтового адреса.

Диск содержит 303 записи в формате MP3, сгруппированные в четыре тематических раздела. При запуске программы на экране появляется рекламная заставка, что вряд ли придется по душе почитателям творчества Высоцкого. Интерфейс крайне примитивен, названия экранных кнопок выводятся на английском языке. Программа позволяет воспроизводить записи, выбирая их из четырех готовых списков, а также формировать новые списки из имеющихся на диске песен. Текстовая информация скупа: в одном небольшом окошке приведена краткая биографическая справка о Высоцком, в другом — загруженный в данный момент список. Текстов произведений В.В. нет. Названия песен в имеющихся списках набраны с ошибками ("Мы вместе рубили" вместо "грабили", "Веселая покойница" вместо "покойницкая" и т. п.).

Среди песен Высоцкого встречаются случайные записи исполняемых Владимиром Семеновичем чужих песен — народных, блатных, авторских, а также анекдотов, сценок, монологов — без комментариев и указания источника. Какие-либо поисковые средства отсутствуют, нет также инструментов для управления воспроизведением записи.

.* Диск "Владимир Высоцкий" с подзаголовком "Часть первая", если верить записанному на диске пояснительному документу, выпущен в 1996 г. нижегородской фирмой Laser Records. На обложке диска по-французски (с ошибками) указано, что диск создан этой фирмой при сотрудничестве с французской компанией Island France SA. CD-ROM содержит около 50 записей в формате WAV, переписанных (вряд ли на законных основаниях) с трех звуковых компакт-дисков — "Высоцкий в Париже", "Натянутый канат" и "Избранное", а также тексты соответствующих песен и более сотни фотографий, относящихся к личной жизни Высоцкого, его концертной деятельности, работе в кино и театре.

По умолчанию тексты песен на экран не выводятся (чтобы их увидеть, нужно использовать нестандартный и недокументированный прием), какие-либо функции поиска текста отсутствуют. Многие изображения получены сканированием полиграфических оригиналов (книг), качество при этом достаточно низкое, заметен типографский растр. Ни фотографии, ни тексты, ни аудиозаписи не аннотированы. Тексты, по-видимому, получены сканированием обложек дисков и бумажных сборников Высоцкого с последующим автоматическим распознаванием символов; вкравшиеся при этом ошибки не исправлены (вместо "Гранит хранит" читаем "Гранит храпит" и т. п.). Опечатки, как уже говорилось, имеются и на обложке диска.

Интерфейс программы неудобен и неинтуитивен. Отсутствуют средства для управления воспроизведением записи, фотографии просматриваются в режиме слайд-шоу, параметры которого также нельзя регулировать.

* На лотках также одно время продавался CD-ROM, аналогичный предыдущему по содержанию, но названный "60 песен Владимира Высоцкого" (на торце этого диска сделана дезинформирующая надпись "360 песен Высоцкого").

* В серии CD-ROM "Музыкальная энциклопедия" вышел диск "Часть 4. Владимир Высоцкий. Полное собрание песен", представляющий собой нелицензионную копию описанного выше издания "Владимир Высоцкий. 60-е" фирмы "Коминфо".

* Нелицензионные компакт-диски с условным названием "360 песен Высоцкого" образуют целое семейство, различаются оформлением обложки, но, похоже, одинаковы по содержанию. Судя по сопроводительным текстам, диски выпускаются неким Алексом Фурманом, самый ранний из обнаруженных нами датирован 1996 г. Программа "360 песен Высоцкого" использует базу данных JukeBox Database v2.01 и представляет собой интерфейс (программную оболочку) для просмотра видеоданных и фотографий, а также прослушивания аудиозаписей. Названия экранных кнопок и справочная система выполнены на английском языке. Мультимедийные данные, записанные на диске, можно, как указано в программе, также загрузить из сети Интернет по адресу www.DataArt.com/vysotsky.

Помимо 360 с небольшим аудиозаписей в формате WAV на диске записаны 18 видеофрагментов в формате AVI (концертные выступления, сцены из фильмов и спектаклей, бытовые съемки) и около 50 фотографий. Как и в большинстве подобных мультимедиа-продуктов, качество воспроизведения фотографий и фильмов на экране невысокое.

Каких-либо текстов, будь то стихи или комментарии к ним, в программе нет. Не предусмотрены и средства поиска. А вот достоинством этого издания является наличие нескольких вариантов авторского исполнения ряда наиболее значимых песен ("В сон мне", "Кони привередливые", "Как засмотрится мне нынче", "Разбоничья", "Банька по-белому" и т. д.).

* Двойные альбомы "Владимир Высоцкий. 450 песен" и "Владимир Высоцкий. 600 песен": первый является более ранней, а второй — более поздней версией одного проекта. Из известных нам нелицензионных электронных изданий эти наиболее полные и разносторонние.

Первый диск из альбома "450 песен" содержит 208 аудиозаписей в формате WAV, 11 видеофрагментов в формате AVI, 42 цифровых изображения в формате JPG (фотографии и коллажи). Кроме того, имеется несколько текстов в формате RTF — электронные варианты книги "Нерв" и повести "Роман о девочках", а также сборник песен и стихов, статьи траурного номера стенгазеты "Менестрель" (август-сентябрь 1980 г.), биографическая справка, подборка статей из прессы, ряд документов о событиях 1981 г., связанных с именем Высоцкого. Второй диск содержит 185 аудиозаписей и тот же набор текстовых файлов и оцифрованных фотографий, что и первый диск. Песни разбиты на несколько тематических категорий. Качество многих аудиозаписей и всех видеозаписей очень плохое, то же можно сказать и о фотографиях.

Интерфейс программы неудобен и неэргономичен, средства поиска текста отсутствуют. Правда, и текстовые, и мультимедийные документы, записанные на CD-ROM, можно в более удобном режиме открывать и просматривать стандартными средствами операционной системы, минуя инструментарий этой неудобной программы.

Следующий альбом, "600 песен", отличается в основном составом аудиозаписей, число которых удалось увеличить путем применения более экономного (по сравнению с WAV) формата MP3. Кроме того, несколько сокращен набор включенных в издание видеозаписей. Так, первый диск альбома содержит 353 аудиозаписи длительностью около 16 часов и 8 видеофрагментов, второй — 280 аудиозаписей и 6 видеофрагментов.

Высоцкий в Интернете

Всемирная сеть Интернет, или просто Сеть, давно стала виртуальным зеркалом, отражающим практически все явления нашего реального мира. Помимо всего прочего Интернет выполняет функции всемирного электронного самиздата, а также электронных граффити — городского изобразительно-литературного фольклора. Сегодня практически любое физическое лицо (не говоря об организациях, учреждениях и фирмах) может обзавестись своим Web-узлом и разместить там практически любую информацию. Естественно, в Сети (и в частности в ее самой наглядной, мультимедийной части, Web, иногда по-русски называемой Паутиной) огромное количество материалов имеет прямое отношение в В.В. Характер этих материалов определяется сущностью Сети — предельно неформальной, практически неконтролируемой сверху, демократичной общности. В отличие от изданий на CD-ROM, публикации в Web не носят коммерческого характера: доступ к ресурсам в большинстве случаев бесплатный. В остальном эти два явления похожи: в качестве "издателей" в обоих случаях чаще всего выступают любители, текстовая информация редко бывает выверенной, редко сопровождается аннотациями, а значит, не может служить достоверным источником. Очень многие узлы содержат одни и те же материалы, многие ссылаются друг на друга. Нужно отметить еще одну отличительную особенность Сети — непостоянство: в любое время содержание страниц может измениться, а сами страницы и даже целые серверы могут сменить адреса или вовсе прекратить свое существование.

Рассмотренные ниже узлы достаточно популярны, специальные счетчики на Web-страницах фиксируют тысячи и даже десятки тысяч посещений (список ресурсов, естественно, не может быть полным в силу обширности Сети). Сетевые ресурсы при этом являются конкурентами изданий на CD-ROM, предоставляя бесплатный, хотя и не всегда удобный доступ к электронным текстам, фотографиям, видеофрагментам и аудиозаписям. Качество материалов в обоих случаях сопоставимое.

* "Дом Высоцкого на Таганке" (www.visotsky.cea.ru ) официальный Web-сервер музея Высоцкого. Помимо информации о музее есть библиографический раздел о В.В. К сожалению, сервер обновляется крайне редко, так что "текущая информация" на момент написания данной статьи оказалась устаревшей на год.

* Сергей Калинин организовал на одном из знаменитейших русскоязычных серверов "Чертовы Кулички" узел, посвященный авторской песне. Один из разделов узла называется "Владимир Высоцкий" (kulichki-win.rambler.ru/bards/Visotsky ). Здесь вы найдете портрет, краткие биографические сведения, фрагмент расшифровки фонограммы, где В.В. говорит о себе, отсортированный по алфавиту список песен Высоцкого. Отдельные песни помечены значком "Текст выверен", но источники не указаны. Каждая строка в списке — гиперссылка на текст соответствующей песни, некоторые тексты сопровождаются буквенными обозначениями аккордов. Кроме того, приведен список исполнявшихся Высоцким или связанных с ним произведений, тексты которых отсутствуют.

* Разработка Марии Школьниковой — узел "Все о Высоцком. Официальный сайт Фонда В. Высоцкого" (kulichki.rambler.ru/masha/vysotsky ) — один из самых известных и, возможно, лучший Web-ресурс по интересующей нас теме. Очень тщательно продуманный и с любовью подобранный материал, главную часть которого составляет электронное собрание сочинений Высоцкого. Произведения представлены комплексно ("объектно-ориентированно"): тексты снабжены комментариями и аудиозаписями, многие даны в нескольких вариантах. В тексте имеются гиперссылки на дополнительные материалы этого же узла, отдельный раздел содержит коллекцию фотографий. Есть страницы, посвященные работам В.В. в театре и кино, множество вспомогательных сведений и ссылок. Помимо всего прочего, этот узел выгодно отличается от других удобным, продуманным интерфейсом. Фактически проект М. Школьниковой мог бы стать основой для очень добротного издания на CD-ROM.

* Раздел "Высоцкий" в онлайновой библиотеке Максима Мошкова (kulichki-win.rambler.ru/moshkow/WYSOCKIJ/ ). Базовая страница раздела содержит ссылки на "Содержание" и на песни, сгруппированные в хронологическом порядке (по годам). Есть также ссылки на прозаические произведения, Автор узла указывает в качестве источников издания

* Vladimir Vysotsky (www.DataArt.com/vysotsky ) — упомянутый в разделе "Высоцкий на CD-ROM" Web-узел Алекса Фурмана, автора пиратских компакт-дисков "360 песен Высоцкого". По содержанию Web-узел схож с этими дисками (аудиозаписи, фотографии, видеофрагменты).

* "Творчество Владимира Высоцкого" (www.uniyar.ac.ru/~yang/vysots ). Еще один сетевой вариант пиратского диска "360 песен Высоцкого" — около 400 аудиозаписей в формате RealAudio, сгруппированные по категориям (баллады, городской романс, шутки, сказки, песни о друзьях и т. п.), подборка из 50 фотографий. В дополнение к материалам диска здесь имеется текстовая информация: сборник текстов песен (в том числе с указанием аккордов), прозы Высоцкого и относящихся к нему материалов, пять видеофрагментов из кинофильмов с участием артиста. В качестве источника этих текстов указана вышеупомянутая библиотека М. Мошкова. Даны также ссылки на другие места в Интернете, связанные с В.В.

* "Народная библиотека" (www.vysotsky.hobby.ru/ ) — проект Михаила Зуева. Узел содержит иерархический список гиперссылок на тексты песен, разбитых по темам. Как и в большинстве подобных сетевых документов, здесь не указаны источники, нет аннотаций. Есть разделы с фильмографией Высоцкого, с расшифровками концертных монологов и интервью.

* "Владимир Высоцкий" (psylab.unn.ac.ru/mp3/vv/vv_mp3.html ). Больше сотни текстов и аудиозаписей песен, списки отсортированы по алфавиту. Многие песни звучат в нескольких вариантах.

* Little Russia in San Antonio, TX. Visotsky's songs (russia.uthscsa.edu/Music/Artists/Visotsky) — раздел известного англоязычного узла, посвященного русской музыкальной культуре (узел организован Владимиром Пеккелем). Биографическая справка, несколько фотографий, ссылки на тексты песен, видео- и аудиозаписи в различных форматах. Список песен отсортирован по алфавиту.

Заключение

Число электронных публикаций, посвященных Высоцкому, сегодня достаточно велико. Эти публикации пользуются значительным спросом, несмотря на их несовершенство. Отчасти в обилии некачественных материалов виноваты обладатели законных прав на издание произведений В.В.: выпуск лицензионно "чистого" CD-ROM с полным, выверенным, профессионально составленным и оформленным сборником-энциклопедией сразу сделал бы многочисленные любительские поделки ненужными и неконкурентоспособными (разумеется, этот сборник тут же стал бы объектом нелицензионного копирования, но это уже другой вопрос). Пока же полноценное электронное издание остается делом будущего. Однако его основа уже заложена: практически все созданные артистом тексты и сохранившиеся видео- и аудиозаписи переведены в электронную форму. Первый шаг сделан.


Hosted by uCoz