На главную страницу Эла Силонова | Работы М. Силоновой |
Посвящается отцу Георгию Кочеткову
После крушения тоталитарной коммунистической системы в СССР народ очнулся от 80-летнего морока безбожия и потянулся к Богу. Однако в церковной ограде встречаются искушения, которые очень не просто осмыслить и преодолеть. В современной Русской Православной Церкви верующего человека может искушать многое, но самое главное, с чем невозможно смириться, -- это несоответствие дел очень многих церковных деятелей Духу и смыслу Евангелия. Невозможно смириться с несоответствием правильных слов и неправедных дел. Поэтому можно часто услышать заявления: "В Бога я верю, но в церковь не пойду".
В Символ веры христиан входит исповедание веры в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Что же представляет собой предмет веры христиан?
Мы верим в Церковь как в Богочеловеческое Таинство Таинств, мистическое Тело Христово. Мы называем Церковь Божией Церковью, называем ее также Церковью Святого Духа. Это есть Церковь мистическая, Церковь с большой буквы. Из Священного Писания следует, что Церковь существовала с самого сотворения человека Господом. Адам и Ева до своего грехопадения, святые праотцы, ветхозаветные пророки принадлежали Божией Церкви. Их вспоминает Церковь в ходе богослужений годового цикла. Мистические границы Церкви известны только Господу, только Он знает Своих истинных сынов.
Размышляя о четвертом члене Символа веры христиан, следует соотнести его сущность с сущностью первых трех членов Символа веры. Мы верим в Единого Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, т. е. верим в духовную реальность, которая познается духовным опытом ("блаженны не видевшие и уверовавшие"). Было бы странно, если бы четвертый член Символа веры говорил о другом, о чем-то не всегда духовном.
Существует еще мистериальная граница Церкви. Появление мистериальных границ Церкви связано с Тайной Вечерей и явлением Пятидесятницы, с явлением Небесной Церкви в людях, уверовавших во Христа. Мистериальная граница Церкви ведома верным христианам, хотя и не видна непосвященным. Говоря о мистериальных границах Церкви, следует помнить, что участие в таинствах еще не является гарантией приобщенности к Церкви как Мистическому Телу Христа. Например, в таинстве Крещения может случиться так, что "вода остается водой", если Дух Святой не дал Своего Произволения, а участвуя в Евхаристии, можно причаститься Телу и Крови Христовой в суд и в осуждение, если причащаешься недостойно. Евхаристическая экклезиология, развиваемая в трудах о.о. Александра Шмемана, Николая Афанасьева, Иоанна Мейендорфа, говорит именно о мистериальной церкви.
Канонические границы церкви (сначала, возможно, неосознанные) появились тогда, когда Иерусалимская община христиан перестала быть единственной, когда христианские общины, сплоченные вокруг своих старейших членов, возникли в других городах и странах, от Ближнего Востока до Испании, Египта, Армении, Индии. Епископам надо было блюсти каждому свое стадо, и был четко обозначен ареал влияния каждого епископа. Со временем эти канонические границы стали все более обозначенными и как бы заслонили существование невидимых человеческому взгляду мистической и мистериальной границ Церкви. В настоящее время именно канонические границы воспринимаются и некоторыми христианами, и внешними, неверующими людьми, как единственные и единые истинные границы Церкви. При этом, с точки зрения вульгарной экклезиологии, канонические границы каждой поместной церкви считаются автоматически совпадающими с мистериальными и мистическими. В Русской Православной Церкви, к сожалению, приходится встречаться с мнениями, что утверждение о несовпадении трех границ Церкви -- чуть ли не ересь. Как показать, что совпадения трех границ Церкви быть в нашей земной жизни никак не может? Попробуем рассуждать от противного.
Допустим, что канонические границы церкви совпадают с мистическими границами Церкви... Мы верим в Святость и Непорочность Церкви как Тела Христова. Между тем в историческом бытии церквей мы знаем немало страниц, которые противоположны святости, просто греховны. Таковы гонения на святых отцов -- например, Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, умершего в изгнании, таковы разделение церквей на Западную и Восточную (католическую и православную), жестокость инквизиции, отделение протестантов от католиков, существование расколов в Российской православной церкви, расколы на Украине, привязка христианской церкви к идолам государственности, монархизма, национализма и шовинизма, обмирщение церквей и т. д. и т. п. -- все это грехи против Церкви. Это не грехи Церкви, но грехи церквей в их каноничеких границах, церквей, в которых может действовать человеческая греховная воля. Все эти грехи имеют причину в оскудении и утрате любви, т. е. в предательстве заповеди Христа о любви к Богу и ближнему. Если предположить, что канонические границы Церкви совпадают с мистическими и мистериальными, то получается нонсенс: Церковь грешит против Самой Себя. В Евангелии сказано, что Царство, которое разделится само в себе, не может устоять (Мф., 10.35), что всякое Царство, разделившееся само в себе, опустеет. Но Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, в которую мы веруем, существует неизменно и свято. Значит, в Символе веры речь идет о МИСТИЧЕСКОЙ Церкви. Именно Она есть Таинство Таинств и Полнота, Она является Церковью Святого Духа. Она присутствует в мистериальной церкви, но и их границы могут не совпадать. Поэтому евхаристическая экклезиология, описывающая мистериальную церковь, не может описать четвертый член Символа веры. Мистическая Церковь присутствует в христианских конфессиях (католической, православной и в протестантских) и деноминациях, но Она больше любых канонических границ любой поместной церкви, больше любой конфессии, любой религиозной организации. Таким образом словами "Церковь как Тело Христово" (мистическая Церковь), "мистериальная церковь" и "каноническая церковь" выражаются три разных понятия.
Для понимания невозможности совпадения канонических границ церквей и мистической границы Церкви надо подумать еще вот о чем: мы верим в Церковь как Тело Христово, а исповедать Иисуса Христа Господом можно только Духом Святым. О. Николай Афанасьев называет Церковь -- Церковью Духа Святого. Значит, глядя на грехи, которые были сделаны от имени церкви против Церкви и полагая, что канонические и мистическая их границы совпадают, мы тем самым утверждаем, что Церковь Духа Святого совершала грехи. Таким образом мы совершаем непростительный, смертный грех: возводим хулу на Святого Духа ("...хула на Духа не будет прощена людям" Мф. 12.31).
Примеры грехов против Церкви, совершенных деятелями канонических церквей, приведены выше. Но особо необходимо помнить нам о грехах той поместной церкви, в канонических границах которой мы живем, -- Русской православной церкви. Эти грехи перед нами, они отягощают нашу совесть, а общецерковного покаяния пока не последовало. Мне представляется одним из самых тяжелых по своим последствиям грехов Российской православной церкви ее включение в государственную машину Петра 1, повлекшее за собой 200-летний синодальный период, на протяжении которого церковь существовала в атмосфере попрания церковных канонов. Произошла формализация христианской веры в России, усиление обрядоверия, развитие в обществе идей атеизма и нигилизма, приведшее к появлению террористов, отход интеллигенции от церкви, и более того -- воспитание в духовных учебных заведениях вождей революционного движения, от Чернышевского до Сталина. Выразительным примером формализации христианской веры стал обычай причащаться один раз в год для подтверждения благонадежности перед офицальным государством. Апофеозом обмирщения церкви стала одиозная формула "Православие, самодержавие, народность" -- лозунг кощунственный, т. к. Богочеловеческое и человеческое поставлено в один ряд. Эти грехи канонической православной церкви России привели к возможности русских революций и Октябрьского переворота, повлекшего невиданные коммунистические репрессии как против церкви, так и против всего народа России. Вот поэтому современной РПЦ никак нельзя брать за образец русскую церковь 19-го или 18-го столетий. Те деятели РПЦ, которые призывают вернуться к укладу и обычаям церкви прошлого века, совершают грех предательства христианства.
Церковь мистическая -- это богочеловеческий организм. Мистериальная, поскольку в таинствах действует Тот же Бог, а обрядовую сторону таинств совершают люди, тоже может быть богочеловеческим организмом, при условии действенности и действительности таинств. Церковь (с маленькой буквы) в ее канонических границах только в том случае и настолько являет богочеловечество, поскольку она хотя бы частично совпадает с мистериальной церковью и Церковью мистической. А если Дух Святой не коснется человеческой институции, то она остается чисто человеческим образованием. Вот в этом своем качестве она и грешит против Церкви с большой буквы. Еще две тысячи лет назад нас предупреждали о возможности такого искушения: "Тайна беззакония уже в действии" (2Фес. 2.7). Если кто-то на словах призывает "собирать камни", а на деле принимает меры к разрушению православных общин, изгоняя "пастырей добрых", проповедующих словом, делом, личным примером Евангелие, если рукополагают и насаждают чуждых по духу священников, если эти священники вместо проповеди Евангелия проповедуют смирение перед маловерием и гасят дух -- то это есть действие тайны беззакония.
Вопросы экклезиологии, если не вдумываться, кажутся вопросами сугубо богословскими и отвлеченными. Но если вдуматься, то становится ясно, что это, на самом деле, насущные вопросы живой жизни христианства в мире.
В Символе веры именно четвертый член исповедания веры, посвященный Церкви (верую в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь) позволяет, при отсутствии богословского образования мирян и вдумчивого осмысления ими своей веры, толковать произвольно каждое слово и использовать церковь каноническую как инструмент власти, основанной не на Христовой любви, а на административном давлении, насилии, в конечном счете -- на произволе, т. о. извращая христианство. Можно легко понять, почему именно вопрос о Церкви из Символа веры христиан остался неразработанным. Символ веры был принят в Константиновскую эпоху, когда церковь жила в симфонии с государством, причем император желал использовать церковь для укрепления государства. Само допущение этой симфонии с государством, т. е. с "царством кесаря", является для канонических церквей путем на выход из границ мистической Церкви. И в дальнейшем церковь земная всегда использовалась как орудие для управления массами, для усиления власти правителей. Даже полностью отделенная от какого-либо государственного образования Католическая церковь была мощным рычагом влияния на политику и экономику католических стран. Обычный человеческий разум не в состоянии четко разграничить мистическую Церковь и канонические церкви. Тем более, что люди склонны искать утешения в послушании и подчинении авторитетам. Поэтому охотно принимают утверждение о том, что именно и только их каноническая церковь является истинно благодатной Церковью Христовой из Символа веры. Во всех серьезных богословских работах звучит понимание Церкви как Тела Христова, т. е. понимание, что мистическая Небесная Церковь не тождественна земным церквам и что, следовательно, в Символе веры речь идет о мистической Церкви. Однако никто не делает логического вывода из такого правильного понимания Церкви и заставляет простых верующих мучиться и недоумевать: как же так, почему та Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, в которую веруют христиане, часто так неприглядно выглядит в реальной жизни. Думается, надо во все катехизисы ввести четкое разграничение Церкви из Символа веры и канонических церквей. При этом подчеркнуть, что в земной жизни каждого христианина его первейший долг делать все от него зависящее (начиная в первую очередь с самого себя), чтобы та реальная каноническая церковь, в которой он живет, максимально приближалась к границам Церкви мистической. Канонические церкви необходимы для организации жизни христиан, так же, как и государство необходимо для поддержания порядка в жизни человеческого общества. Они необходимы для того, чтобы христиане могли встречаться со своими единоверцами, чтобы могли совершаться таинства. Но необходимо, чтобы эти церкви были истинно каноническими, т. е. жили по законам канонического права, выработанного за две тысячи лет существования христианства. Таким образом христиане могут уберечь себя от произвола церковных властей. А что церковные власти не всегда соответствовали Евангельским требованиям, -- видно хотя бы из молитв в Литургии верных: "И среди первых помяни, Господи... святейшего патриарха Московского и всея Руси... и даруй его святой Твоей церкви в мире, целым, достойным, здравым, долгоденствующим, правильно преподающим слово Твоей Истины". И еще: "Воспомяни, Господи, и всех епископов православных, правильно преподающих слово Твоей истины". Значит подразумевается, что есть и иерархи, неверно учащие Божиему Слову. В современной Русской православной церкви в настоящее время существуют силы совершенно нецерковные, люди пользуются захваченными властными постами и званиями для обеспечения как своих личных устремлений к власти и благополучию, так и для выполнения заказа определенных политических кругов. Причем эти нецерковные силы сознательно и целенапрвленно внушают обществу и верующим людям мысль о том, что Русская православная церковь в ее канонических границах -- это и есть та самая Церковь из Символа веры христиан. Разжигается ксенофобия, ненависть к другим христианским конфессиям, распространяются измышления, будто, например, наши братья во Христе католики -- еретики и т. п. Нецерковным силам невыносимо видеть открытое сердце в православии, поэтому они поносят движение за единение всех христиан. Им невыносима творческая христианская вера, невыносимо проявление свободы и чувства собственного достоинства (хотя соответствие образу Божию предполагает чувство собственного достоинства и ответственность христианина). Вышеупомянутым нецерковным силам опасно появление осмысленно верующих, наученных, знающих Евангелие православных мирян, которые во все большем числе появляются в различных приходах и епархиях России.
Слава Богу, священноначалие Русской православной церкви понимает важность христианского просвещения, Святейший Патриарх призывает к возрождению общинной жизни в церкви, ибо только в общинной церковной среде можно православно воспитывать и просвещать детей -- наше будущее.