На главную страницу Эла Силонова | Работы М. Силоновой |
Кого люди называют святыми? Кого хранят они в своей памяти и в сердце и к кому обращаются с просьбой о предстательстве пред Богом? Святые -- это люди, явившие пример Христовой любви, смирения, верности Богу, люди, своей добротой и кротостью, своим самоотверженным служением Богу и ближним, своей жизнью показавшие плоды, которые должно давать христианство. "Созерцая жизнь святых, мы научаемся вернейшему пути, следуя которому, каждый согласно своему состоянию и положению может достигнуть соединения со Христом". Среди святых очень много мучеников за веру Христову, показавших верность Христу даже до смерти.
Существуют и формальные признаки, которым должен удовлетворять кандидат в святые: наличие фактов чудотворения, связанных с именем предлагаемого к канонизации, и наличие нетленных мощей. Однако эти формальные признаки не всегда соблюдаются.
Комиссия по канонизации Русской православной церкви в последние годы канонизировала ряд мучеников, пострадавших за веру в период власти коммунистов, места захоронения которых неизвестны или чьи останки лежат в братских могилах. Их мученическая смерть явилась продолжением их верного служения Богу при их жизни (митрополит Владимир, епископ Вениамин, митрополит Серафим Чичагов и многие, многие другие).
И вот в настоящее время Комиссия обсуждает вопрос о канонизации императора Николая II.
С чем ассоциируется имя Николая II в сознании большинства русских людей? -- С трагедией на Ходынском поле в день его коронации, с поражением в войне с Японией в 1904 году, с кровавым воскресеньем 1905 года, с балериной Кшесинской и, наконец, с отречением от престола в самый трудный для Родины момент. При этом поражает, что в своем акте отречения император не упоминает о Российской Православной Церкви, главой которой он считался. Люди, знающие историю России XX века, кроме того, помнят, что Николай II в течение более чем 10 лет не соглашался провести Поместный Собор РПЦ, необходимость и важность проведения которого давно назрела и подготовка к которому была проделана. Как знать, м. б. если бы Собор Российской Православной Церкви был проведен не в 1917-1918 г.г., а в 1906 году, как намечалось, наша православная церковь возродилась бы от паралича, о котором писал Достоевский, решила бы свои больные вопросы и силой своего духовного авторитета смогла бы коренным образом повлиять на судьбы России? И не было бы октябрьского переворота и последующих смертей десятков миллионов людей и разорения России?
Мученическая смерть императора и его семьи не может не вызывать скорби и сочувствия. Но она не дает повода считать императора святым.
Затея с канонизацией императора Николая II кажется мне надуманной с целью отвлечь внимание православных христиан от действительно наболевших проблем современной церковной жизни в России. Эта затея нужна националистически и монархически настроенным силам для решения своих политических, далеких от христианства задач, в частности для превращения РПЦ в идеологическую институцию и использования РПЦ в качестве идеологического рычага в управлении народными массами.
Смерть Николая II была одной из первых в череде многих миллионов смертей, вызванных результатами двух десятилетий его правления Россией. В каком-то смысле его отречение было благом для забытой им в момент отречения церкви, т. к. позволило Временному правительству в короткий срок созвать Поместный Собор, который успел принять очень важные постановления, закрепившие для потомков, для Православия, волю православного народа России перед ее погружением в хаос и террор, превративших Россию в концлагерь, а православную церковь -- в служанку КГБ. Но это, так же как и еще один принятый им важный для церкви закон -- закон о веротерпимости 1906 года -- даже при учете мученической смерти императора не делает его в глазах многих и многих русских людей святым, т.к. "созерцание его жизни" не помогает нашему соединению со Христом.
Мы приветствуем усилия Комиссии РПЦ по канонизации, прославившей в последние годы многих действительно пострадавших за христианскую веру от рук безбожной власти священнослужителей. Хотелось бы, чтобы эти труды были продолжены. Одновременно хочется обратить внимание комиссии на существование еще одной достойной канонизации русской святой, действительно христианской православной мученицы, посвятившей себя служению ближним и добровольно пошедшей на смерть в газовую камеру фашистского концлагеря вместо молодой соузницы. Я имею в виду мать Марию Скобцеву. Константинопольский Патриархат готовится ее канонизировать. Но она была русской православной христианкой и ее имя -- в сердцах и памяти миллионов русских людей. Она должна быть прославлена в первую очередь Русской православной церковью. А канонизация императора Николая II, если она последует, будет насилием над христианской совестью многих верующих людей.
М.Силонова
12 апреля 1998г.