На главную страницу Эла Силонова Работы М. Силоновой

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И СОЗДАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

6--9 сентября в Москве, во Всероссийской Государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино, проходил ХХ Международный Конгресс "СЕМЬЯ", который был посвящен теме "Семья на пороге тысячелетия". Конгресс собрал участников из 23 стран, Россия была представлена 32 регионами.

В рамках Конгресса прошел Семинар Свободного университета "Русской мысли" под названием "Европа и Россия: путь к правовому государству". И это закономерно: одной из необходимейших предпосылок нормального и гармоничного развития семьи является наличие правового общества. В Семинаре участвовали видные общественные и политические деятели из России, Великобритании, Нидерландов и др. стран, а также специалисты в области права, социологии, педагогики, истории и т.д. Особенно большое впечатление на присутствующих произвело выступление (да и сама личность) обаятельной и женственной баронессы Каролины Кокс -- заместителя спикера Палаты лордов, известного британского политика, мужественного борца за свободу и права человека во всем мире, лично посещавшую многие горячие точки -- Судан, Бирму, Нагорный Карабах, Польшу, Россию.

В ходе Конгресса особенно отчетливо прозвучали две важнейшие темы: необходимость правового государства и значение духовного состояния общества для полноценной жизни семьи. В постсоветской России взоры общества обратились к церкви, и это не случайно: религия, по определению, связывает человека с Богом, а значит воспитывает духовность.

Недаром на этом Конгрессе так впечатляюще выступали представители религиозных конфессий -- митрополит Кирилл, архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Имам-хатыб Марат-хазрат Муртазин, Зиновий Л. Коган -- с приветствиями, епископ Андреас Лаун, протоиерей Александр Ранне, иерей Георгий Чистяков и др. -- с докладами. Недаром одна из рабочих групп Конгресса обсуждала тему "Семья -- малая Церковь", констатируя, что христианство дает основу абсолютных нравственных ценностей.

Для воспитания в семье необычайно важно, чтобы не было фальши в главнейших вопросах -- в семье верующих дети должны воспитываться церковными людьми, это создает иммунитет от соблазнов и пороков современного светского общества. Но церковь должна являть именно такой высший идеал и пример любви и свободы во Христе, который не оттолкнет молодую душу. Если сын говорит мне: "Как ты могла вступить в церковь, это же тоталитарная организация?" -- что я могу ему ответить? Образ Русской православной церкви в сознании думающего подрастающего поколения часто искажается не придуманными, а реальными неприглядными чертами.

Представляется важным рассмотреть с точки зрения влияния на создание правового общества в России положение с правами человека в Русской православной церкви, т.к. она является самой многочисленной и традиционной конфессией в стране.

Во всем мире права человека признаются в наше время высшей ценностью. Это результат двухтысячелетнего влияния на человеческое общество христианства, исповедующего, что человек носит в себе запечатленный образ Божий. С точки зрения догматов христианства (вочеловечившийся Сын Божий, Иисус Христос-Спаситель и призванный к обожению человек -- вот основа веры христиан) -- уважение к правам человека и борьба за них -- это долг каждого христианина.

Следует рассмотреть еще одну сторону вопроса: из Евангелия и посланий апостолов следует, что христиане, признавая светскую власть гарантом порядка в обществе, должны быть законопослушными гражданами. Если государство устанавливает в Конституции обязательность соблюдения прав человека: свободы совести, свободы слова, свободы создания общественных организаций, права на беспристрастный суд и т.д., то тем более христиане в своих внутрицерковных уложениях и взаимоотношениях должны с уважением относиться к соблюдению установленных в государственных законах прав человека( конечно, если закон предусматривает нарушение христианских заповедей, то долг христиан бороться за изменение такого закона, например, они протестуют против смертной казни и др., но если закон выражает христианскую заповедь свободы, то это свято для христиан).

С глубоким сожалением приходится констатировать, что положение с правами человека в реальной жизни Русской Православной Церкви не всегда соответствует глубинной сути христианской веры.

В публикациях И. Заикановой (РМ, No4245 за 12-18 ноября 1998 г., Известия за 19 декабря 1998г., РМ No4258 за 18-24 февраля 1999г.) ставится вопрос об отсутствии в России юридической основы церковного суда. Примеры произвольных и противоречащих духу христианской нравственности "судов" епископов приведены в этих статьях, примеры можно умножить: запрещение в священнослужении архимандрита Зинона, не снятое с 1996 года, запрещение в священнослужении и отстранение от настоятельства о. Георгия Кочеткова в 1997 году и игумена Мартирия Багина в 1998 году, неправедное отлучение от причастия двенадцати прихожан московского Успенского храма в Печатниках, расправы с духовенством в Екатеринбургской и Томской епархиях. Годами прещения не снимаются. Божия правда и справедливость восстановлены только в Томской и Екатеринбургской епархиях, где творившие произвол и беззакония епископы были отстранены от руководства кафедрами (правда, без ясного указания причин самоуправства и аморального поведения) Примеров "суда" без установленной судебной процедуры, по личным пристрастиям и взглядам творящих "суд", можно привести множество.

Но православные верующие являются в соответствии с действующим Уставом РПЦ фактическими "лишенцами" не только в отношении судебной процедуры, но также во многих других случаях: они не могут выбирать настоятеля и священников своего прихода, не имеют права собственности на храмовые постройки и прочее недвижимое и движимое имущество, даже если оно приобретено на их средства и их трудами. Клирики и миряне могут в одночасье лишиться работы, если впадут в немилость вышестояшего церковного начальства и никакие кодексы о труде не помогут, а церковного суда с регламентированной процедурой, как уже сказано, нет. Нарушением права человека на свободу совести является уже упомянутое выше отлучение от причастия двенадцати прихожан Успенского храма в Москве. В нарушение права на свободу слова клирикам Москвы запрещено Святейшим Патриархом под страхом отлучения выступать на радио "Христианский Религиозно-общественный канал" (см. выдержки из выступления Патриарха 16 декабря 1997 г. на Епархиальном соборе, газета "Радонеж", No21, декабрь 1997 г.). Деятельность этого радиоканала вызывает благодарность многих православных радиослушателей и является хорошим примером служения в духе и истине христианства. Нетерпимость к любой критике священноначалия, появляющейся в СМИ, желание выдавать мнение части иерархов за соборное является следствием отрыва от жизни всей полноты верующих, следствием забвения того, что соборное начало пронизывает жизнь церкви снизу доверху. Налицо желание Московской Патриархии управлять церковью не силой духовного авторитета, а с помощью администрирования и насилия. Между тем в высшей иерархии хочется видеть высокий духовный авторитет, объединяющий христиан примером милости и милосердия, примером служения Любви, Свободе, Открытости. Необходимо, чтобы между церковной иерархией и верующим народом не было пропасти непонимания и недоверия, которое подчас омрачает нашу церковную жизнь.

С точки зрения соблюдения прав человека показательно положение с принятием нового приходского устава РПЦ -- он был принят келейно, без обсуждения всем верующим народом, не опубликован для его сведения. Показательно также положительное отношение РПЦ к закону 1997 года о религиозных объединениях -- к закону, нарушающему несколько статей Конституции России, нарушающему права верующих как православных, так и других конфессий и религий.

При разговоре о соблюдении прав человека в жизни РПЦ нельзя обойти молчанием деяния судьбоносного Собора РПЦ 1917-1918 г.г. Его многолетняя (более 10 лет) подготовка, тщательный сбор, анализ и обобщение мнений всех епархиальных архиереев, плодотворное обсуждение в печати клириками, мирянами, богословами наболевших вопросов церковной жизни, необходимости и существа реформ являются примером канонического, соборного подхода к живой жизни церкви. Собор не успел из-за октябрьского переворота выполнить все, что было намечено , но, помимо восстановления Патриаршества, принял основные документы: уставы новой соборной структуры РПЦ, включая новый приходской устав , предусматривающий выборность духовенства и самоуправление на приходе, право владения приходом неотчуждаемой собственностью, глубоко проработал рекомендации по реформе церковного суда, постановления об обязательности проповеди на всех богослужениях, о языке богослужений, о статусе женщин в церкви и пр. Собор 1917-18г.г. может рассматриваться как единственный канонический Собор РПЦ за последние 300 лет, т. к. в предыдущие 200 лет синодального пленения соборы вообще не созывались, а последующие соборы проходили в эпоху тоталитарного правления коммунистической партии, в условиях зависимости церкви от органов государственной безопасности, и их решения часто преследовали нецерковные цели. Соборы советского времени не могли выражать свободную волю свободного церковного народа.

В последнее время все чаще и чаще звучат голоса, призывающие к церковному покаянию в этой несвободе и в вольном или невольном предательстве заповедей Христа. И реальным плодом этого чаемого покаяния станет возвращение к решениям Поместного Собора 1917-1918 г.г., следование по пути, проложенному Собором, продолжение работы над теми вопросами повестки дня, которые Собор не успел решить из-за октябрьского переворота.

Собор 1917-18г.г. -- ярчайшая страница в истории христианства , т.к. его деяния были прорывом, с одной стороны, к истокам и глубинам христианства, а с другой -- к демократии и правам человека в церковной жизни. Решения и наработки этого Собора были восприняты мировым христианством и сыграли очень большую роль , в частности, в решениях 2-го Ватиканского Собора и в развитии экуменического движения.

Мы можем гордиться, что перед лицом смертельной опасности в 1917-18г.г. Православная российская церковь явила такую соборную мудрость и такое мужество, оставив решения Собора и глубокие проработки всех вопросов, которые мучают РПЦ и по сей день.

Выполнение решений Собора 1917-1918 г.г., а главное, -- следование его духу -- гарантия каноничности РПЦ и ее вклада в создание правового общества в России.

М.С. Силонова, Москва

8 сентября 1999 г.


На главную страницу Эла Силонова Работы М. Силоновой

Hosted by uCoz