На главную страницу Эла Силонова | Работы М. Силоновой |
В сугубо деловой газете "Ведомости" Nо 47 от 19 марта 2001 г. напечатана статья Максима Трудолюбова "Кто старое помянет..." Статья посвящена теме покаяния в современном мире и наводит на размышления.
"На прошлой неделе в прямом эфире китайского центрального телевидения премьер-министр Чжу Жунцзи публично просил прощения у своего народа. Для Китая это из ряда вон выходящее событие: здесь, как и в России, нет культуры извинений". Со ссылкой на американского политолога и философа Френсиса Фукуяму автор пишет, что без признания вины не может быть политического и экономического оздоровления нации. По мнению Фукуямы главное — "добиться того, чтобы пострадавшая сторона действительно почувствовала, что вина признана. Хорошо, если виновная сторона чем-либо платит за свое преступление: деньгами, чувством унижения, болью". Приводятся примеры покаяния: в послевоенной Германии все правительства публично признавали свою ответственность за Вторую мировую войну и Холокост. Канцлер Вилли Брандт в 1970 году произнес свои извинения в Варшаве, стоя на коленях. Германия платила и платит компенсации Израилю и оставшимся в живых жертвам фашизма. В Южной Африке в 1994 году была создана Комиссия справедливости и примирения во главе с уважаемым в стране архиепископом Десмондом Туту. Комиссия выслушала свидетельства 20 000 жертв режима апартеида и опубликовала признания тысяч виновных, в том числе в специальной программе на радио.
Примером девальвации и доведения до абсурда самого понятия извинения является, по мнению Фукуямы, позиция американских политических деятелей. Президент Билл Клинтон извинялся перед американским народом в такой форме: "Я сожалею о том, что вокруг дела Моники Левински было столько шума". Министр обороны США Уильям Коэн при посещении Вьетнама, во время войны потерявшего от рук американцев около 3 млн. человек, заявил, что не будет возвращаться к прошлому, т. к. приехал обсуждать будущее.
"В нашей стране тоже принят такой подход, — пишет М. Трудолюбов. — Перед жертвами сталинских репрессий не извинились ни последующие советские, ни российские лидеры. Борис Ельцин за все время, которое он провел у власти, публично извинился лишь однажды", — в своем прощальном слове накануне 2000 года, прося прощения за то, что не сумел привести страну к процветанию. Перед семьями погибших моряков подлодки "Курск" не извинился Владимир Путин. Хотя лично он не мог предотвратить аварию, но одной из причин случившегося была политика правительства. И коммунистическая партия ведь на покаялась перед народом за 50 миллионов загубленных жизней, за 70 лет тоталитарного режима.
Выразительный пример отсутствия осознания народом исторических реалий — современная Югославия. Ранее вполне благополучная страна за десять лет правления Милошевича превратилась в несколько разделившихся государств, которые страдают от межэтнической вражды, геноцида и нескончаемых войн. Режим Милошевича предстает как один из самых темных и кровавых, безжалостно расправлявшихся с гражданским населением, развязавших несколько войн, доведших экономику страны до полной разрухи. При этом сербский народ поддерживал (в большинстве) своего диктатора. Сербы не взяли на себя ответственность за все, что привело их к нынешнему состоянию: за Милошевича, его приятеля, военного преступника Милана Милютиновича (нынешнего президента Сербии), за убийства, пытки, насилие и изгнание миллионов представителей других национальностей. Сербы ощущают себя только "жертвой". При безработице 50%, инфляции 70%, отсутствии продовольствия для поддержания жизни 10% населения покаяния всего общества пока не последовало. Но без покаяния невозможно создание здорового демократического общества.
Отношение к покаянию у верующих людей особое. Покаяние — одно из таинств христианства. Покаяние — путь к очищению, раскаиваясь в своих грехах, человек просит прощения у Бога и надеется на прощение. Недаром Великий Пост начинается Прощеным воскресеньем. В связи с этим встает вопрос о покаянии Русской православной церкви за ее исторические грехи. Русская Православная Церковь живет в наши дни так, как будто в ее истории нет никакой вины за происшедшее с Россией в XX веке, как будто большевистский переворот и обрушившаяся на народ трагедия никак не связаны с разрушением церковной жизни и упадком веры в Синодальный период. РПЦ живет так, будто в советское время не было сотрудничества церковных деятелей с безбожной властью и предательства братьев по вере. РПЦ живет так, будто после падения тоталитаризма не было упущено благоприятное время — целых десять лет — не только для возрождения храмовых зданий и организационных структур церкви, но и истинного духовного возрождения общества. Никто из иерархов не покаялся в сотрудничестве с НКВД и другими репрессивными органами безбожного коммунистического государства. Пример Папы Римского Иоанна Павла II, признавшего публично в 2000 году грехи католической церкви, не вдохновил нашу иерархию на покаяние. Единственным призывом к покаянию в последнее время был призыв монархистов покаяться всенародно в расстреле царя Николая II. Все остальные преступления перед Богом и миром не вспоминаются.
Но если священноначалие не ощущает потребности каяться, то такая потребность существует в душах простых православных мирян. Примером покаяния в недостаточности наших усилий по преодолению греховного прошлого России и Российской Православной Церкви служит минута покаяния на конференции "Память и беспамятство в церкви и обществе. Уроки ХХ века" в сентябре 2000 года в Москве. Началось с того, что один из участников этой конференции, латыш, попросил прощения за грех активного участия латышских стрелков в Октябрьском перевороте. Все были потрясены и в свою очередь почувствовали глубокое раскаяние в равнодушном отношении к прошлому и настоящему российской православной церкви, в нежелании всерьез нести ответственность за все, в ней происходящее. Все встали, покаяние было искренним и глубоким, многие плакали. Может быть, это -- начало того покаяния, без которого невозможно духовное возрождение церкви и общества.
Марина Силонова
10 апреля 2001 г.