На главную страницу Эла Силонова Работы М. Силоновой

Сокращенный перевод с немецкого статьи о. Рудольфа Прокши "Neuevangelisierung in Russland" (журнал Der Christliche Osten N 5(?), 1998, стр.252-263)


Новая Евангелизация в России
Размышления об итоговом докладе на собрании русского православного епископата за 1997 год

С тех пор как папа Иоанн Павел II провозгласил "Новую евангелизацию Европы", это выражение нашло отчетливый отклик во многих церковных бумагах, речах и проповедях. Иные церковные чиновники приняли его в штыки и рассерженно вопрошали: "Что же мы тогда делали до сих пор в пасторском богословии? Разве мы не прилагали постоянных усилий приобщить людей к Евангелию?" Истинное понимание действительного смысла этих слов таково: Множество современных людей в так называемой Старой Европе по отношению к церкви и христианской вере проявляют равнодушие, хотя и были крещены. Именно эти люди должны быть приведены через Новую евангелизацию к первоначальной лучезарной силе Евангелия...

Когда в конце 80-х -- начале 90-х годов нашего столетия рухнул бастион коммунистической системы в СССР, для церкви в образовавшихся государствах началась новая эра. Во вновь обретенной свободе тысячи людей устремились в поначалу немногие открытые церкви для того, чтобы принять крещение. По праву можно было говорить о возрождении Русской Православной Церкви. Сегодня, спустя почти 10 лет, можно с уважением обозреть успехи церкви. Цифры впечатляют: в существующих сегодня 124-х епархиях действует около 18000 общин, где служат около 15347 священников и 1737 диаконов. Только в столице Москве 404 православных Божиих домов в распоряжении церкви, 333 существуют как приходы. Только в самое последнее время верующим возвратили 54 церкви.

...И все же даже самые доброжелательно настроенные, но объективные наблюдатели отмечают, что не все эйфорические ожидания и надежды сбылись. Много, очень много взрослых крестились, но остались чужими богослужебной жизни своей церкви. И в повседневной общественной жизни христианские ценности и установки прослеживаются только в небольшой степени. Поэтому я думаю, что нужно говорить о необходимости новой евангелизации. Разумеется, мы знаем, что христианство было принято Киевской Русью более 1000 лет назад, но 70 лет коммунистического господства оставили глубокие следы, которые еще долго будут заметны.

Я хотел бы рассказать, на основе отчетного доклада Патриарха Алексия II на епископском собрании в феврале 1997 года в Даниловском монастыре, как ответственные лица РПЦ намерены реагировать на сегодняшние требования русского общества. В нескольких местах я использую собственные переживания и опыт, которые я смог приобрести за два последние года в Москве.

Уже во введении к своему многочасовому докладу Патриарх подчеркнул: "Не только церковные стены, но и души людей должны быть восстановлены". Эти слова позволяют заключить, что верховный пастырь РПЦ четко осознает: следует стремиться не только к внешнему приведению в порядок и ремонту прежних Божьих храмов, но не упускать из виду внутреннее домостроительство Церкви, духовную миссионерскую работу с людьми.

Но прежде всего несколько цифр, чтобы картина новейшего развития РПЦ была легче представима (почти все актуальные данные взяты из доклада Патриарха): РПЦ имеет сегодня 146 епископов, из них 122 правящих и 24 викарных (в 1985 году было 77 епископов, в 1995 уже 128). Ряд назначений были сделаны вследствие смерти епископов и образования новых епархий. Иногда очень молодые монахи становятся правящими епископами, руководят своими епархиями в строгом соответствии со старыми традициями и борются против теологических новаций и экуменической открытости (напр., епископ Екатеринбургский Никон Миронов, 1960 г.р.). Они, конечно, находят в своих епархиях приближенных, которые с воодушевлением следуют их идеям. Возражения не допускаются. Авторитарно и бескомпромиссно все, кто высказывается против курса епископа, должны быть устранены. Для западного наблюдателя назначаемые санкции в нынешнее время невообразимы (священники тотчас отстраняются, миряне приговариваются к покаянию и длительному отлучению от причастия. К таинствам они могут быть допущены только когда они выполнят определенные покаянные дела, осознают свою вину и открыто покаются в ней).

В конце 1997 года в РПЦ было 210 монастырей и 228 женских обителей (всего 438), из них более 250 в России, около 100 на Украине, остальные расположены в др. странах СНГ, в Прибалтике и дальнем зарубежье. К этому следует прибавить 64 монастырских подворья -- это филиалы монастырей со статусом церковного представительства. Для сравнения: в 1914 году было более 1000 монастырей и около 850 000 монахов, монахинь и послушников. В конце 20-х годов все монастыри были официально закрыты, после 1939 года некоторые снова разрешили открыть. После окончания 2-й мировой войны произошло некоторое потепление в отношениях государства и церкви, была открыта Троице-Сергиевская Лавра в тогдашнем Загорске ( теперь снова Сергиев Посад). В целом число монастырей снова выросло до 104. Многие расположены в новых районах, которые после войны отошли к СССР. В 1958 году осталось 69 монастырей При Хрущеве, который резко выступил против церкви, число монастырей снова уменьшилось до 17(!)

В 1983 году был возвращен церкви Даниловский монастырь (сегодня официальная резиденция Патриарха).

В своем докладе Патриарх подчеркнул большое значение монастырей в истории церкви и государства ("монашество -- это цвет христианской жизни") и поблагодарил их всех за их выдающийся вклад. Он не умолчал, однако, о том, что в монастырях не хватает водительства духовно значимых личностей и из-за этого возможна деятельность некоторых псевдо-старцев, которые подменяют Божью волю своей собственной. С сожалением он констатировал, что это приводит к напряженности и конфликтам между настоятелями монастырей и законной иерархией.

Патриарх отметил как позитивный момент социальное служение некоторых женских монастырей в борьбе против таблеточной и алкогольной зависимости (одна из серьезнейших проблем в России)...

За пределами канонической территории РПЦ расположены 176 церквей, 9 монастырей и скитов в 7 Епархиях. 12 епископов и 171 клирик несут свое служение за границей, из них 51 откомандированы. Эти церковные структуры управляются Отделом внешних сношений Патриархата. Несмотря на финансовые и коммуникативные трудности, зарубежные общины, ответственные за находящихся на их попечении верующих, добились больших успехов. Им потребовалась пастырская мудрость, готовность к диалогу, дипломатическое мастерство в общении с различными религиозными, политическими и общественными организациями и сотрудничество в решении проблем, стоящих перед всеми церквями. За последние годы под юрисдикцию Московского патриархата были приняты общины в Иране, Бразилии, Швеции и Монголии, в Голландии воздвигнуты два новых храма (в Амстердаме и Роттердаме), освящены две монастырские церкви во Франции и один храм в Берлинской епархии. В 1997 году отмечался также 150 летний юбилей Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Одной из важных задач церкви является обслуживание все большего числа паломников (священников, учителей, студентов). Поэтому восстанавливаются прежние и строятся новые жилища для паломников.

Уже во второй и третьей главах отчетного доклада Патриарх подробно остановился на вопросах богословского образования и "религиозного образования вообще". Эта очередность не кажется мне случайной, поскольку на мой взгляд, руководители РПЦ очень хорошо осознают, что впечатляющий рост числа общин и связанная с ним необходимость в рукоположении большого числа людей в священники и во диаконы ведет к снижению глубины теологического образования. Многие священники приобретают богословское образование за 3-4 года заочного обучения после окончания средней школы. Хотя число духовных семинарий выросло до 23, а число духовных академий -- до 5, существует очень большая неудовлетворенная потребность в религиозном образовании не только священников и диаконов, но и в особенности мирян. С одной стороны, Патриарх хвалит новые учебные заведения и отмечает в некоторых местах очень хорошее сотрудничество со светскими образовательными учреждениями, но с другой упрекает некоторые епархии за недостаточное внимание к делу начального и высшего образования клириков и мирян. "Ибо сегодня православные христиане как никогда прежде в истории противостоят различным религиям и мировоззрениям, а потому им безусловно необходимо добротное религиозное образование". Во многих общинах тем временем есть воскресные, общинные и монастырские школы для детей, а также для взрослых. Только в Москве 286,а во всей России около 1550 таких заведений, в которых получают религиозное воспитание более 72 000 детей и 5000 взрослых. В 20 епархиях есть еще в общей сложности 93 церковных детских сада и около 40 общеобразовательных православных школ, гимназий и лицеев. В Москве есть еще и православный университет с 330 студентами, учащимися на 6 факультетах (библейско-патрологическом, философско-богословском, историко-филологическом, экономическом, юридическом и экологическом). Естественно все это находится в стадии созидания, строительства зданий, лекционных залов, библиотек и т.д. Но налицо безусловно добрая воля, энтузиазм, трудовой подъем. Велико желание получить возможность (и место) учиться за границей для специализации в определенных областях. Часто такие планы терпят неудачу из-за недостатка финансовых средств (стипендии) или вследствие слабого знания языков. В этой связи руководитель секретариата по межконфессиональным отношениям в иностранном отделе РПЦ в своем докладе в Вене сказал, что было бы безусловно необходимо посылать одаренных студентов богословия на учебу в различные университеты за границей, даже с учетом того, что некоторые из них возможно не вернутся в Россию.

В 4 разделе своего доклада Патриарх переходит к вопросу о миссионерской деятельности, особо подчеркивая значение новоорганизованного миссионерского отдела. В декабре 1995 г. Св. Синод постановил создать такой отдел под руководством Белгородского епископа Иоанна с 5-ю секторами: реабилитационный сектор, апологетическая миссия, методический сектор и издательский сектор. Важность этого отдела Патриарх обосновывает значительным ростом в то время числа католических общин в Сибири, а также ростом числа приверженцев псевдохристианских движений свидетелей Иеговы и т.н. сайентологов. Он рассказывает об удавшейся акции в духе нашей прежней народной миссии, когда квалифицированная группа священников и религиозная музыкальная группа 4 недели находилась в пути по реке Обь на некоем "Церковном судне" и посетила в общей сложности 41 поселок. Около 2300 человек были крещены, 500 исповеданы и 300 приняли таинство Св. Причастия. В общей сложности при осуществлении этого проекта проповедями и наставлениями в вере было охвачено 11000 человек.

Интересно отметить, что духовная литература, богослужебная литература и молитвенники были переведены на современные, часто очень своеобразные, языки народов Сибири, отпечатаны и распространены среди этих народов. Миссионерский отдел разработал также собственную концепцию насаждения христианской веры среди различных народов с учетом их современной культуры и в соответствии с ней. На службу распространения христианской веры были поставлены также радио и телевидение. Недостаток хорошо подготовленных миссионерских кадров восполняется собственными миссионерскими семинариями (одна уже 2 года как существует в Белгороде и насчитывает 55 воспитанников в 2-х классах). Большие трудности в этой области возникают из-за недостатка финансовых средств. Поэтому был создан собственный фонд, поддерживаемый как русскими, так и зарубежными фирмами.

Деятельности других церквей и религиозных обществ Патриарх Алексий 2-й коснулся еще раз в 11-м разделе (межконфессиональные и межрелигиозные отношения), где он с одной стороны особо подробно отметил сотрудничество РПЦ с ОRK и КЕК и положительный в этом отношении опыт, достигнутый при встречах с представителями римско-католической и евангелической церквей в Германии, но с другой ясно и недвусмысленно высказался о нарушениях христианской солидарности. "Римско-католическая церковь, как и другие церкви, призвана провозглашать Христову Благую Весть, однако ее деятельность и миссия должны быть направлены на тех, чьи национально-культурные корни восходят к традиционно католическим очагам, но не на людей, имеющих православные корни, и уж конечно не на тех, которые были крещены в православной церкви... К сожалению на исконной территории нашей церкви продолжается прозелитская деятельность целого ряда протестантских церквей, миссионерских организаций и отдельных священников. Эта деятельность оказывается деструктивной, когда она направлена на людей, крещеных в православии или связанных с православием своими историческими корнями".

Хотя активность псевдо-религиозных сект, достигшая максимума в период 1990--1994 г.г., пошла на убыль, все же, по словам Патриарха, действуют около 50 сект, объединяющих 6000 общин, причем 80% этих общин составляют молодые люди до 30 лет. (Согласно сообщению католического телеграфного агентства в Вене от 6 августа 1998 года в России с 1991 г. зарегистрировано около 13 000 сект, количество членов сект исчисляется миллионами, сообщил председатель московской организации по оказанию помощи жертвам сект). Как и в ряде других стран, приверженцам секты муна и сайентологам удалось внедриться в различные медицинские учреждения. В Москве существует т.н. реабилитационный центр для бывших членов сект, которые решили вернуться в лоно православной церкви. Тем не менее Патриарх не обошелся и без самокритики: "Нужно, как это ни больно, констатировать, что в росте прозелитизма есть доля и нашей вины: люди отходят от православия вследствие недостаточности нашей образовательной и миссионерской деятельности, ведь некоторые священнослужители не готовы постоянно работать в области духовного просвещения приходящих в церковь людей".

После раздела о миссионерской работе Патриарх переходит к важнейшим задачам церкви в области благотворительности и социальной службы, поскольку спасительная деятельность церкви охватывает всего человека и не может быть изолирована от его телесного здоровья. Он интенсивно призывает умножить усилия в социальной работе, т.к. "по официальным статистическим данным от одной четверти до одной трети населения живут за чертой бедности". Большую угрозу для юношества представляет широко распространенный в обществе алкоголизм и получающие все большее распространение наркотики. В ряде церковных приходов уже основаны клубы для алкоголиков, куда привлекаются также и родственники. Церковь не должна закрывать глаза на материальную нужду прежде всего пенсионеров, многодетных семей, беженцев, насильно перемещенных лиц. Соответственный отдел в Патриархате стремится на самом высоком уровне содействовать с помощью соответствующих контактов улучшению социально-политических структур. Уже существует несколько договоров между Патриархатом и Министерством здравоохранения об организации религиозного попечения больных в государственных клиниках (проявление заботы о спасении души больных). С сожалением Патриарх отмечает, что некоторые псевдорелигиозные организации используют бедственное положение больных и бедняков, чтобы "купить их души". Особого попечения требуют к себе душевнобольные, обслуживаемые в собственном психологическом центре, где работают православные психиатры и психологи. В специальном реабилитационном центре для верующих больных особое значение придается атрибутам веры (религиозная литература, катехизация, богослужение). Уже в процессе обучения будущих священнослужителей, в 3 классе Московской духовной семинарии читается курс пастырской психиатрии.

Церковь должна помимо уже существующих организаций для помощи детям, беженцам, пострадавшим от катастроф, проявить заботу о все возрастающем количестве безработных. В этой области была разработана программа создания рабочих мест, уделяющая особое внимание женской безработице.

За описываемое время благодаря поддержке международных организаций было распределено более 100 тонн гуманитарной помощи через различные фонды (организации) среди пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, многодетных родителей, ветеранов войны, беженцев, бездомных и заключенных. И вновь Патриарх выразил сожаление, что не все епархии проявляют социальную инициативу и часто не готовы к сотрудничеству с соседними епархиями. А разосланная отделом патриархата анкета по учету социальной деятельности была заполнена и отправлена обратно только тремя епархиями. Он призвал епископов проявлять активность в их сфере деятельности и учредить собственные отделения , комитеты или комиссии по социальному служению, которые полагались бы не только на помощь из центра, но и предпринимали бы собственные усилия по реализации этого проекта.

Путем дальнейшего развития работы душеспасительных приходов в армии РПЦ стремится не только усилить свое влияние на общественно-политическом уровне, но обеспечить молодых солдат духовным воспитанием и морально укрепить их в несении своей службы. В области духовного окормления в тюрьмах в последнее время развернулась оживленная дискуссия по вопросу об отмене смертной казни. В целом Патриарх приветствует сотрудничество с т.н. традиционными религиями: исламом, буддизмом и иудаизмом в духовном окормлении военнослужащих.

"РПЦ несет большую ответственность за молодежь"... Особый раздел в своем отчетном докладе Патриарх посвятил заботе о молодежи. Он призвал священников искать новые пути подхода к молодежи. Работа среди юношества не должна быть пущена на самотек, следует разработать программу, которая с помощью экспертов существенно продвинет богословие к молодежи.

По моим личным наблюдениям у меня сложилось впечатление, что среди русской (точнее московской) молодежи мало заметны какие-либо подвижки в сторону религии. Сегодняшняя молодежь радуется приобретенной свободе и устремлена к приобретению товаров, разрекламированных западной рекламой. Для большинства молодых людей в центре, впрочем, как и в провинции, важно одеться как можно более модно, закусить у Макдональда или в каком-нибудь аналогичном заведении и иногда по вечерам посетить дискотеку или еще что-либо в этом роде. На мой взгляд мироощущение большинства молодых людей очень далеко от форм и обрядов православного богослужения, которые ранее были все же традиционными. Вот характерный пример для наглядности: предположим, молодая русская девушка, одетая по-летнему легко (короткая юбка и блузка-безрукавка), захочет серьезно интересуясь или из любопытства, посетить храм. Что произойдет? Пожилая продавщица свечей у входа (в большинстве своем они во всем, что касается одежды и головных уборов у женщин, более строги, чем сами священники) по всей вероятности начнет указывать оробевшей посетительнице, что на ней нет головного убора, что юбка слишком коротка, что плечи слишком обнажены, столь грубо, что девушка скорее всего церковь покинет и долгое время не отважится повторить свою попытку посетить храм. Как перекинуть мостик через эту глубокую и , как я убедился, реальную пропасть, я не знаю. Поскольку, с одной стороны, Патриарх призывает священников развивать новые подходы к молодежи и принять участие в ее жизненных ситуациях, но, с другой, -- все, в том числе и очень бережно предпринятые попытки реформировать церковную службу (богослужение), отвергаются с жесточайшим насилием. В одной очень близко мне знакомой реформаторской общине в Москве настоятель отец Георгий Кочетков проводил очень хорошую на мой взгляд миссионерскую деятельность. Богослужение отправлялось очень живо, многие псалмы пелись всей общиной, ни одна Божественная Литургия не обходилась без проповеди, тексты богослужений произносились частично на русском языке, чтобы обеспечить более сознательное и глубокое участие прихожан в богослужении. При общине была создана богословская "Высшая школа", пользующаяся большой популярностью, и по сей день существующая на частные пожертвования. На годичных огласительных курсах желающие принять Крещение проходили интенсивную подготовку к воцерковлению. Ежегодно проводились богословские конференции по актуальным вопросам церкви с интересными докладами и большим числом участников из ближних и дальних мест. Вся эта деятельность, да и сама община, долгое время намертво замалчивалась официальными органами РПЦ. Со стороны консервативного лагеря нападки становились все более частыми и грубыми. Путем назначения некоего молодого священника, убежденного в том, что он должен спасти истинное православие в этой общине, была создана очень тяжелая ситуация, которая закончилась катастрофой. Во время одного богослужения между этим молодым священником , психика которого не выдержала напряжения и он вышел из себя, и взрослыми алтарниками дело дошло до рукопашной (рукоприкладства?) Handgreiflichkeiten, так что молодой священник был с помощью милиции доставлен в психиатрическую клинику. Этот инцидент, имевший место в июне 1997 года, привел к немедленному отстранению от службы настоятеля храма и к назначению церковной комиссии . Алтарникам, участвовавшим в инциденте, было запрещено появляться в алтаре, и они были лишены права причащаться. Несмотря на многие разговоры и вмешательство некоторых представителей общественности, отец Георгий и по сей день подвергнут прещению в священнослужении, и все это время жизнь поистине цветущей и живой общины во всех направлениях разрушается. Только работа в богословской высшей школе продолжается, т.к. она прошла государственную регистрацию и не может быть распущена церковью. На последнем из ежегодно проводящихся епархиальных собраний (26 декабря 1997г.) Патриарх резко осудил миссионерскую практику "некоторых священников, чьи действия приняли болезненные черты", и в качестве устрашающего примера назвал того священника, о котором я рассказал. С тем же возмущением он отозвался о тех священниках, которые в публичных выступлениях осуждали новый закон о религии и таким образом противопоставляли себя официальной позиции церкви. Одобрение церковным руководством нового закона о религии, подчеркнул Патриарх, "отражает волю православного народа". Реакция патриархата была в некоторых случаях "невиданно жесткой": например увольнение одного профессора из духовной академии в Санкт Петербурге. Также деятельность "Христианского религиозно-общественного радиоканала", который при финансовой поддержке организации "Церковь в нужде" старался создать экуменические основы для православно-католического сотрудничества, была подвергнута резкой критике в следующих словах: " Общая тенденция передач была направлена на то, чтобы оказывать влияние на религиозную общественность с целью создания внутри православия радикальной экстремистской оппозиции". Более глубокие причины этих высказываний кроются, возможно, в том, что правые круги РПЦ поносят этот радиоканал как "пятую колонну Ватикана" и вновь и вновь тайно или явно угрожают расколом в том случае, если этому фальшивому экуменизму не будет положен конец.

В РПЦ в настоящее время издается очень много богословских и религиозных книг. Часто это перепечатка старых богословских стандартных работ, а также старые и новые провокационные листовки, направленные против других христианских религий, и трактаты против т.н. ереси экуменизма. На последнем собрании своей епархии Патриарх решил создать своего рода цензурную комиссию, которая должна решать, является ли та или иная книга, предлагаемая для публикации, истинно православной. Однако, к сожалению приходится опасаться, что в результате ограничению подвергнется литература не крайне правой ориентации -- зачастую антисемитская и антиэкуменическая, -- а напротив, из книжных киосков храмов и монастырей исчезнут плоды современной конфессионально открытой мысли.

РПЦ занимает заметное место в официальной общественной жизни России. При всех заметных событиях общественной жизни присутствует либо Патриарх, либо его личный представитель. Особенно большую поддержку церковь получает от местных политиков, например при реставрации храмов и церковных строений. Любимый в народе мэр Москвы Лужков лично возглавил комитет, проводивший финансирование восстановления Храма Христа Спасителя. Многие главы западных государств во время своего пребывания в России почти всегда в официальной программе имеют встречу с Патриархом. Несмотря на это, создается впечатление, что в конкретной общественной жизни народных масс церковь играет мало значительную роль. Кажется, что и президент Ельцин, и его правительство заботятся о контактах с РПЦ лишь по политическим мотивам, для того, чтобы тем самым обеспечить за собой какую-то политическую величину и несколько расширить незначительную площадь опоры. И наоборот, церковь со своей стороны путем сотрудничества с государственными органами стремится восстановить свое значение и распространить свое влияние так, чтобы стало ясным: при всей веротерпимости и свободе вероисповедания, именно РПЦ представляет религию русского народа. В этой связи Патриарх в последнее время все чаще жалуется на антирелигиозную шумиху, поднятую некоторыми газетами в статьях на церковные темы. Некоторые газеты, действительно, на западный манер берут на прицел различные неполадки в церковной жизни. С другой стороны, для большего доверия к церкви в будущем, кажется важным научиться более открытому обсуждению вопросов, касающихся неправильного поведения руководящих деятелей церкви. Вообще, в РПЦ многие находятся не в ладах с такими понятиями, как свобода прессы и плюрализм, и видят в них лишь западное зло, которому лучше всего поставить заслон на канонической территории Московского Патриархата.

В заключение хотелось бы резюмировать: РПЦ добилась в последние годы впечатляющих результатов в своей созидательной работе. После десятилетий преследований и насильственного подавления церкви коммунистическим режимом пожалуй никто не отважился бы предположить, что такой взлет вообще возможен. В результате краха коммунистической системы русское общество значительно изменилось: процесс демократизации страны на всех уровнях привел к существенной либерализации общества и охватил в том числе и церковные структуры. Некоторым руководителям церкви все еще кажется возможным повернуть колесо истории вспять и вернуться к тому положению церкви, которое имело место до революции. Вновь вспыхнуло пламя борьбы между "западниками" и "славянофилами". Патриарх как гарант единства поставлен в очень тяжелое положение: с одной стороны он явно признает, что, говоря современным языком, существует напор реформ, но с другой стороны он должен с учетом тенденций к расколу бросить на весы весь свой авторитет , дабы защитить существующее положение и сохранить единство. Время для реформ сегодня--с этим согласно большинство--неподходящее, однако подходящий момент можно и упустить и тогда бывает иногда слишком поздно и дело идет к расколу. Этому в истории церкви немало примеров. Помолимся же на будущее честно по-братски о помощи Святого Духа Русской Православной Церкви, ее Патриарху и всем ответственным за эту церковь: да поможет Он им в этой нелегкой переломной ситуации найти правильные решения в нужный момент, чтобы Евангелие охватило в наше время все больше людей в России.

Пер. с нем. Ф. и М. Силоновых


Hosted by uCoz