На главную страницу Эла Силонова Работы М. Силоновой

Пастырский подвиг

К выходу в свет книги о. Георгия Кочеткова
"Таинственное введение в православную катехетику"1

Вышла в свет книга "Таинственное введение в православную катехетику", принадлежащая перу священника Георгия Кочеткова. В основу книги положен текст диссертации на соискание степени магистра богословия, защищенной автором в 1993 году в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Книга излагает пасторско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним. Эта книга -- плод не только глубоких раздумий и большой эрудиции, но и итог дерзновенной практики. Практики многолетнего подвига оглашения и воцерковления сотен и тысяч людей в предперестроечные, перестроечные и посткоммунистические времена.

В последние годы в церковь приходят новые и новые верующие, люди принимают святое Крещение. Древняя традиция Церкви требует серьезной подготовки к Крещению, чтобы это Таинство было действенным и не превращалось в обряд. Поэтому так много говорится о миссии, о необходимости катехизации людей, приходящих к христианству. Ни один ежегодный итоговый доклад Святейшего Патриарха не обходится без упоминания о необходимости миссионерской и катехизаторской работы в церкви. Мы видим, что во многих приходах в разных городах вивсе более серьезно организуется работа по подготовке к Крещению: проводят индивидуальные собеседования, лекции, беседы, циклы встреч.

Однако не так редки случаи, когда священник совершает Таинство Крещения после слишком короткой, иногда всего получасовой, беседы с желающим креститься.

Предлагаемая книга станет драгоценным помощником истинных, по-настоящему ответственных пастырей и катехизаторов, т.к. излагает теорию и практику целостного и полного научения основам христианской веры и жизни, проверенную многолетним опытом оглашения, которое проводил и проводит о. Георгий сначала в индивидуальном порядке, а потом в огласительном училище при созданной им Свято-Филаретовской Московской Высшей Православной Христианской Школе. Автором предлагается серьезная, скрупулезно продуманная, отработанная и многократно проверенная система подготовки к Крещению катехуменов разных категорий. Оглашение, которое в древней церкви занимало несколько лет, в нынешних условиях целесообразно, исходя из многолетнего опыта автора, совершать в течение одного года. Когда о. Георгий возглавлял московские приходы при вновь открытых и восстановленных его общиной храмах (Владимирском соборе Сретенского монастыря, а затем храма Успения Богородицы в Печатниках), оглашение приходящих в церковь счастливо вписывалось в жизнь этих приходов, носивших миссионерско-общинный характер. Пастырскими трудами о. Георгия выросли десятки и сотни глубоко верующих христиан, десятки мирян и клириков несут служение во славу Бога в различных городах и странах. В созданной им Свято-Филаретовской Высшей Православной Христианской Школе получают высшее духовное образование, позволяющее в дальнейшем успешно проводить катехизацию, десятки мирян. Особенно знаменательно и ценно, что катехизаторская практика о.Георгия приводит к обращению в христианство интеллигенции и молодежи. Ведь важнейшей предпосылкой русских революций была одержимость революционной интеллигенции, ее "бесноватость", по слову Н.А.Бердяева, отрыв от Христа. Приход в церковь интеллигенции и молодежи является залогом духовного возрождения народа, т.к. "истинная интеллигенция есть дар выражения всенародной воли и всенародной идеи, гений народа, его интеллект"2.

При всем различии в человеческих и пастырских качествах, именно в этом, в умении приводить ко Христу интеллигенцию, о. Георгий близок отцу Александру Меню, так много сделавшему для христианского возрождения России.

Может показаться странным, что такая успешная подвижническая деятельность по углубленной евангелизации одичавшего за годы богоборческой власти народа не устраивает некоторых "православных" как в высших церковных кругах, так и на уровне рядовых священников. Такое неприятие можно объяснить укорененным в сознании этих людей отношением к православию как культу, набору обрядов и привычных "священнодействий", без вникания в глубинный смысл христианства как жизни и веры по любви Христовой. Не следует, думается, сбрасывать со счетов и желание некоторых "церковных" деятелей делать успешную карьеру в церкви, обеспечивающую комфортную и сытую жизнь, без особых духовных и интеллектуальных усилий. Путь, которым идет о. Георгий Кочетков, слишком труден и иногда кажется, что следование ему выше человеческих сил. Слишком высока планка его требований к христианину, ведь чаще всего мы привыкли искать в церкви утешения и мало задумываемся о своем личном служении и личной ответственности перед Богом и людьми. Причиной неприятия, видимо, может быть и то, что в РПЦ не преодолены возникшие за десятилетия подчинения коммунистическому государству связи с далекими от христианства структурами, стремящимися использовать церковь как идеологическое ведомство для управления массами. А в таком случае чем менее просвещены верующие, тем легче подчиняются они манипуляциям руководящих органов. О. Георгий Кочетков призывает и научает верующих христиан быть "царственным священством", как указано в Новом Завете. Но ведь церковной иерархии управлять верующими с помощью насильственных командно-бюрократических методов гораздо легче, если относиться к народу как к "богоспасаемой пастве", мало просвещенной и пассивно воспринимающей любые действия и высказывания вышестоящего церковного начальства. И, наконец, возможно неприятие отца Георгия некоторыми клириками вызвано просто человеческой завистью.

Что же касается мирян, то к нему тянутся представители наиболее "трудных" для пастырей категорий православных христиан: молодежь и интеллигенция, а также представители тех же прослоек, еще только ищущих пути к Богу и в Церковь. Оппоненты о. Георгия любят противопоставлять интеллигенцию "простым бабушкам", сохранившим веру в самые тяжелые годы коммунистического террора, и упрекают его и его последователей в элитарности. Но в приходах о. Георгия были и простые бабушки, которые чувствовали проявляющуюся к ним любовь и не чувствовали никакой "элитарности". Противопоставление интеллигенции и "простых" верующих вообще неправомерно, потому, что сила веры не зависит от уровня образования и развития интеллекта. От этих качеств зависят желание и результаты поисков глубины и полноты веры. Кроме того, среди сохранивших православную веру были и многие настоящие интеллигенты ( яркими примерами служат епископ Лука Войно-Ясенецкий, архимандрит Сергий Савельев, о.Всеволод Шпиллер, нынешняя игуменья Новодевичьего монастыря мать Серафима Чичагова и многие, многие другие.) Недоверие к интеллигенции, к искренности ее веры во Христа является пережитком большевистского отношения к ней.

Так или иначе, но некоторые круги Московской Патриархии пытаются нейтрализовать о. Георгия Кочеткова, дискредитировать апостольский путь его и его общины, применяя для этого испытанные за годы коммунистической власти методы: навешивание ярлыков, провокации, лживую враждебную пропаганду в околоцерковных СМИ, а главное, пользуясь захваченными властными постами в Московской Патриархии, чинят неприкрытый произвол, ничего общего не имеющий не только с Церковью Христовой, но и с канонической Русской Православной Церковью. При этом приписывают ему гордыню и желание всех заставить следовать только по предлагаемому им пути, что неправда. Стоит внимательно и непредвзято ознакомиться с пастырской и катехизаторской деятельностью отца Георгия, послушать его проповеди, почитать его работы а, главное, стоило бы (что теперь из-за неправедного запрещения в священнослужении невозможно) -- побывать на его богослужениях, и становится ясно: экстремизма здесь нет, а есть настоящая христианская любовь и высокая пастырская ответственность. Есть внимательное и чуткое отношение к каждому верующему, к каждому из пришедших на оглашение, чающих истины, ищущих Бога. Из нескольких тысяч воцерковленных им православных христиан в его общине осталось не больше трети, остальные стали прихожанами других московских приходов и приходов иных епархий, но в большинстве своем все остались в церкви. Этим выгодно отличается служение о.Георгия от практики многих и многих священников, совершающих скоропалительные крещения, а потом не несущих никакой ответственности за новокрещеных.

Хочется низко поклониться отцу Георгию за его пастырский подвиг и пожелать долгих лет служения в любви и мире на благо Христовой Церкви.

А нашей Русской Православной Церкви хочется пожелать побольше таких пастырей, которые не только на словах, но и делами, и всей своей жизнью являют пример христианина.

М.С. Силонова
18 января -- 7 февраля 1999 г.


1 Священник Георгий Кочетков. "Таинственное введение в православную катехетику", Москва, 1998

2 Н.А. Бердяев. "Больная Россия", цит. по сб. "Духовный кризис интеллигенции", М., 1998, стр. 96


Hosted by uCoz