На главную страницу Эла Силонова Работы М. Силоновой

Что происходит в Русской Православной Церкви
(К годовщине сугубых гонений на общину о. Георгия Кочеткова)

Единый Сущий на небесах Бог, в которого верят христиане, имеет много имен, и одно из них -- Любовь. Это та Любовь, во имя которой для спасения людей Иисус Христос умер на Кресте, чтобы потом воскреснуть и возвестить радость воскресения всем любящим Его. Важнее всего в христианстве исполнение заповедей Спасителя, любовь к Нему и друг ко другу. Когда в Православии утрачивается "живое общение со Христом как со своим Учителем, Господом и Спасителем", -- то "православные" перестают быть христианами.

Как выполняем мы эту главную заповедь христианства?

В 1997 году были опубликованы материалы, освещающие события вокруг общины храма Успения Богородицы в Печатниках, совершавшиеся с весны прошлого года (в Лит. газете" 23/V11, в "НГ"9/V111, в "Новой газете" N33 за 18--24/V111, в АиФ N37 за 22--28/1Х, в Русской Мысли за 25/1Х--2/1Х).

Прошел год, как в этот храм был прислан молодой выпускник Курской духовной семинарии, только что рукоположенный священник о.Михаил Дубовицкий. Казалось бы -- обычное явление: распределение молодых специалистов. На самом деле это было началом хорошо спланированной провкации и очень тяжелого периода духовной брани. Прошедший год был совершенно исключительным по своим результатам. За этот год произошли события, которые ярко и однозначно высветили с одной стороны, -- удручающую картину раскола в Русской Православной Церкви, а с другой -- вдохновляющие признаки несомненного христианского духовного возрождения России.

В чем заключается раскол в РПЦ? В явственном разделении Русской Православной Церкви на клир и профанных мирян, которых принято у иереев называть "богоспасаемой паствой". А стремление вернуться к единству Церкви, к соединению в любви, доверии и мире клириков и мирян вызывает у некоторых церковных кругов яростное противодействие. Между тем, традиции истинного православия заключаются именно в таком неразделении Народа Божьего, в осуществлении всей Церковью совместного служения, в признании Царственного Священства каждого хритианина. Этот раскол начался не сегодня и не вчера, он вызревал столетиями, но в наше время он стал особенно нетерпим, так как после освобождения церкви от ига коммунистического режима ускорилось возрождение истинного православия, начавшееся полтора века тому назад. Лучшие сыны Православной Церкви развивали традиции своей Церкви, стараясь очистить их от искажений, уводящих православие от Христианства. Среди православных богословов нашего века особое место принадлежит о. Александру Шмеману и профессору о. Николаю Афанасьеву. Их трудами развиты и разъяснены современникам основы христианского православного понимания четвертого члена Символа Веры -- о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Это учение о Церкви напоминает верующим во Христа, что единство Церкви не от мира сего, что Господь ищет Себе поклонников в Духе и Истине, что человеческая церковная организация только тогда выполняет свое истинное предназначение -- собирать со Христом, -- когда она во всех своих проявлениях действует Любовью. В книге "Экклезиология вступления в клир" Н.Н. Афанасьев приводит традиционные требования к людям, вступающим на поприще церковного служения: требования к физическому и психическому здоровью, к образованию, знанию богословия, требования к моральным качествам. И вот мы узнаем, что именно книги о. Николая Афанасьева вместе с книгами о. Александра Шмемана и протоиерея Иоанна Мейендорфа сожжены на костре во дворе Духовной семинарии Екатеринбурга. Оказывается эти авторы неугодны. Кому? Тем кругам в РПЦ, которые нашу церковь избрали инструментом делания своей карьеры. Содержание подвергшихся расправе книг опасно для некоторых деятелей церкви, которые чувствуют, что если в РПЦ возродится истинно традиционные требования к пастырям Церкви, то их карьере придет конец. Поскольку с крахом коммунистического режима в СССР РПЦ перестала быть гонимой государством, она сделалась желанным орудием делания карьеры для новых карьеристов. Государство заинтересовано иметь РПЦ союзницей в идеологической обработке народа, в управлении им. Новый закон о "свободе совести" и религиозных организациях дает РПЦ неоспоримые преимущества перед любой другой религиозной организацией. Отсюда борьба за власть в церкви, причем власть отнюдь не духовную, а понимаемую вполне прагматически. В чем видны признаки раскола в РПЦ? Прежде всего в катастрофической утрате любви архиереев к пасомым мирянам,одним из характерных примеров которой является история двухтысячной общины храма Успения Богородицы в Печатниках, возглавляемой пресвитером о.Георгием Кочетковым. За три с лишним года восстановления Успенского храма и налаживания приходской жизни (после изгнания из восстановленного общиной Владимирского собора Сретенского монастыря), община ни разу не была порадована богослужением, в котором предстоятелем был бы кто-либо из московских епископов. Хотя в 1994 году Святейший Патриарх Алексий 11-й обещал, в интервью, данном во время пребывания его в Твери, служить в храме Успения в Печатниках. В предыдущем, 1993-м году, Святейший обещал в разговоре с о. Георгием Кочетковым продолжить беседу с ним (в 1993-м году состоялась единственная встреча о. Георгия с Патриархом). В 1996-м году в разговоре с известным православным историком профессором Д.В. Поспеловским Патриарх обещал не мешать миссионерско-просветительской деятельности о. Георгия Кочеткова (об этом говорится в открытом письме Д.В. Поспеловского Святейшему Патриарху, опубликованном в журнале "Православная община" N44 за 1998 г.). Ни одно из этих обещаний не было выполнено. Что является основой нежелания Архипастыря общаться с пасомыми мирянами и священниками своей Епархии? Вместо обещанного продолжения разговора, о. Георгий Кочетков был в июле 1997 года по ложному обвинению смещен с поста настоятеля храма Успения, а в октябре запрещен в священнослужении -- и все это указами за подписью Патриарха. Храм Успения таким образом был отнят у общины, его восстановившей. Затем Патриарх снял свое благословение со всех просветительских учреждений, основанных о. Георгием. Нет нужды излагать фактическую канву событий, происшедших в храме Успения, эти факты объективно, подробно и ясно изложены в N43 журнала "Православная община", с приведением документального подтверждения полной несостоятельности обвинений, сфальцифицированных с провокационными целями против общины о. Георгия.

Если подойти к событиям с мерками человеческой порядочности и морали, то поведение общины по отношению к священнику Михаилу Дубовицкому было достойным и выдержанным. Правда, если подняться на высоту недостижимого для грешных людей идеала христианства -- тогда можно было бы сказать, что общине нехватило той Любви, которая смогла бы разрушить и испепелить все козни врага рода человеческого. Но на то он и враг человеческого рода, что не мог выносить радости и светлой братской любви, которые царили в одной из самых больших общин города Москвы, когда о. Георгий был настоятелем храма Успения. Лукавый организовал такое искушение, которое показало, что община состоит из христиан не идеальных, Любви с большой буквы к врагам и кощунникам не имеющих. Постигшие общину искушения заставили ее страдать, но благодарение Богу за то, что эти страдания ведут к возрастанию верности христианским заповедям. Община учится преодолевать искушения и быть терпеливыми и смиренными в уповании на Господа.

В то же время наш разум не бездействует все это время. Размышляя над происходящим, мы прозреваем суть событий. И перед нами встают вопросы, ответы на которые могли бы помочь понять, что происходит в Русской Православной Церкви.
Вот эти вопросы:

1. Почему Святейший Патриарх не выполняет своих обещаний?

2. Как случилось, что в один из самых больших и интеллигентных приходов Москвы без всякого согласования с общиной был назначен психически нездоровый и ниже среднего образованный, только что рукоположенный молодой священник?

3. Почему церковное начальство в лице благочинного о. Олега Клемышева не вняло предупреждениям и жалобам главы Приходского совета Сергея Матвеева на неадекватное поведение о. Михаила Дубовицкого?

4. Почему Святейший Патриарх, будучи епископом Москвы, не разобрался лично в тяжелых и беспрецедентных событиях, имевших место в его Епархии? Не посетил храма Успения или не вызвал к себе в Чистый переулок о. Георгия (или главу приходского совета храма)?

5.Почему в отношении к двухтысячной общине Успенского храма священноначалие не проявило ни капли христианской любви?

6. Почему комиссия для расследования происшедшего была создана не сразу, а спустя 10 дней после случившегося?

7. Почему карательные санкции (отстранение о. Георги Кочеткова от должности настоятеля) были проведены в жизнь буквально на следующий день после провокаци, до создания комиссии и до вынесения ею своего заключения?

8. Почему в комиссию вошли только люди, известные своими фундаменталистскими взглядами и недоброжелательством к о. Георгию Кочеткову и его общине?

9. Почему комиссия не выслушала всех желающих дать показания свидетелей происходившего в храме Успения 29-го июня 1997 года и в предыдущие два месяца?

10. Почему комиссия вынесла свое решение накануне получения официальных документов, показывающих юридическую и моральную правоту о. Георгия и общины, и без учета содержания этих документов?

11. Почему, получив официальные документы, полностью разъясняющие невиновность общины Успенского храма, комиссия не предприняла ничего для отмены неправедных выводов?

12. Почему Святейший Патриарх подписал указ о прещениях, не вызвав для личной беседы о. Георгия Кочеткова?

13. Почему прещения длятся уже восемь месяцев и не были отменены после выполнения наказанными (во имя послушания священноначалию) наложенных на них епитимий, несмотря на неоднократные обращения подвергнутых прещениям?

14. Почему не названы и не наказаны люди из числа чиновников Московской Патриархии, совершившие должностные ошибки и преступления: непрофессиональный подбор кадров, подлоги, рукоприкладство (о том, что благочинный о. Олег Клемышев на глазах у нескольких сот присутствующих ударил одного из прихожан храма Успения, было доложено церковному руководству, но этот вопиющий факт избиения священником прихожанина остался без внимания) и морально себя запятнавшие ложью и клеветой?

Почему вообще в РПЦ отсутствует нормальный Церковный суд, который мог бы беспристрасно разбираться в возникающих по нашим грехам конфликтах?

К сожалению случаи проявления архиереями РПЦ оскудения любви и отхода от евангельских заповедей в отношениях с клириками и мирянами встречаются не только в Москве, но и в других епархиях. Например, в городе Томске назначенный на кафедру епископ Аркадий лишил должностей и переместил 11 настоятелей храмов (из 11-ти, работавших в городе), а в ответ на просьбу прихожан Святопетропавловского собора вернуть им уважаемого и любимого настоятеля о. Александра Классена сказал: "Хоть вы соберете подписей миллион, ваши подписи никакой юридической силы иметь не будут". Ходатай, посланный томичами в Москву, не был принят руководством РПЦ (газ. "Русская мысль" No 4208 от 5--11 февраля 1998г., стр. 18). В Пензенской епархии, не считаясь с мнением прихожан, был прислан в сельский храм священник , угодный епархиальным властям, прихожане возмущались его пьянством и за это были изгнаны из восстановленного ими храма св. Дмитрия Солунского в селе Поселки. "Призывая на словах к миру и любви, на деле иерархи из Московской Патриархии сеют вражду, раздор, поощряют пьянство, что мы испытали от архиерея из Пензы", -- писали изгнанные (тот же N газеты Русская мысль, стр.19). Совершенно вопиющий случай произошел в Екатеринбургской Епархии (той самой, где жгли книги выдающихся православных богословов): епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон подписал приказ, запрещающий ПОЖИЗНЕННО в священнослужении священника о. Олега за отказ дать обещание не читать самому и не давать кому-либо книги, написанные о. Александром Шмеманом, проф.Н. Афанасьевым и протоиереем Иоанном Мейендорфом. Каноническое право не знает таких прецедентов -- до конца земной жизни запрещать священнику служить Богу за проявление чувства собственного достоинства (отнюдь не за какие-то грехи или должностные ошибки).

Разве это не раскол -- полное игнорирование воли и чувств верующих архииереями, поставленными пасти стадо с любовью, а не администрировать и не насиловать пасомых? Вот что писал о епископском служении выдающийся православный архииерей нашего времени митрополит Никодим: "Епископу следует проявлять свою духовную власть со смирением, сочетая силу духа с кротостью, требовательность с любовью. Он обязан быть всегда благорасположенным ко всем, снисходить к немощам и слабостям, стремясь понять причины их, но вместе с тем быть беспощадным к греху, стремясь исторгать его из человеческих сердец. В церковном правлении епископа справедливость соединена с милосердием, пламенная ревность -- с мудрой осмотрительностью, не допускающей поспешности в решении сложных дел, свою личную ответственность он соразмеряет с мудростью соборного рассуждения" (митр. Никодим цитируется по книге "Человек Церкви", составитель и автор митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, издание Московской Епархии, 1998 год, стр. 61--62).

Заметим, что великий пастырь нашего века митрополит Никодим говорит о ДУХОВНОЙ ВЛАСТИ епископа. В нашей же российской практике сплошь и рядом церковными иерархами проявляется власть не духовная, а административная, причем именно о сохранении этой власти пекутся некоторые церковные круги, а о власти духовной, о единении сердец в союзе мира и любви совсем не заботятся. Этот раскол в сердцах подтачивает христианские устои РПЦ.

Опасная болезнь раскола проявляется и в постоянном нагнетании чувств недоверия, вражды к некоторым неугодным приходам, церковным деятелям и организациям. В том, что в некоторых церковных и околоцерковных СМИ появляются написанные в духе разносных статей коммунистической прессы клеветнические публикации, транслируются передачи на радио "Радонеж" и на телевидении (Русский дом), сеющие вражду, дезинформацию, направленные против неугодных деятелей церкви. Как правило, нападкам подвергаются наиболее образованные, авторитетные в нашей стране и за рубежом, любимые прихожанами пастыри.

Раскол проявляется в публикации книг и брошюр, в которых собраны и перепечатываются снова и снова лживые письма и статьи, призывающие к расправе cо священниками, неугодными авторам злобных инсинуаций (таковы "Сети обновленного православия", "Неообновленчество -- протестантизм воточного обряда", "Православие или смерть", "Школа церковной смуты"...) В некоторых книжных лавках продается даже пиратский видеоролик -- смонтированный из полученного незаконным путем видеофильма о событиях в храме Успения в Печатниках, в котором похитители пытаются путем монтажных ухищрений показать якобы "факты насилия" в храме (что давно опровергнуто многочисленными свидетелями событий).

Сеятели вражды пытаются выдавать свои мнения за голос Церкви! Авторы статей подобных изданий, основываясь то ли на непроверенной лживой информации, то ли на собственных бредовых измышлениях, то ли преднамеренно желая исказить, замутнить, оболгать христианское делание, где бы оно ни совершалось--в приходах РПЦ, в православнх издательствах, на радио "София" церковно-общественного канала -- вместо попыток разробраться и понять -- злобно клевещут (пользуясь слабой просвещенностью и неосведомленностью российских православных) и призывают запретить, изгнать, уничтожить. В РПЦ существует определенная часть "православных", убежденных, что они владеют всей правдой и благодатью Божией и не желающие ни повышать свой духовный и культурный уровень, ни вести диалог с братских позиций. Иерархи высшего эшелона церковной власти проявляют странную пассивность или неосведомленность об этих разжигателях ненависти и розни, разрушающих церковь. При такой активности творящих в РПЦ произвол и пассивности высшей иерархии не будет ли умерщвлено в нашей церкви все живое, не грозит ли ей участь заповедника средневековых нравов и пышных театральных церемоний?

Раскол проявляется в том, что сеятели вражды не допускают открытого обсуждения церковных проблем, любую критику называют очернением церкви, отождествляя себя со всей церковью, не идут на диалог и братское сотрудничество, а навязывают свою обскурантистскую точку зрения как единственно непогрешимую.

Казалось бы: о каком духовном возрождении России может ити речь, если в РПЦ, призванной быть опорой этого возрождения, творится беспредел и попираются не только евангельские заповеди, но и просто правила нормального человеческого общежития?

И все-таки возрождение есть! Оно проявляется в том, что в Церковь все чаще и чаще приходит ищущая Бога молодежь и интеллигенция, находящая ,пусть пока еще не очень многочисленных, пастырей евангельского типа, жизнь и служение которых является примером всецелого посвящения себя Богу и ближним. Приход интеллигенции и молодежи в Церковь -- это важнейший симптом, так как будущее и Церкви, и страны за ними.

Свет Христовой любви и возрождения является в том, что в Успенской общине (Москва, Печатники), фактически изгнанной из своего храма стараниями нового настоятеля, после всех неправедных гонений и прещений сохранилась верность Богу и друг другу, сохранилось понимание спасительной миссии Церкви с большой буквы, усилилось стремление итти Евангельским путем. Община живет, члены общины участвуют в Евхаристии в различных храмах Москвы и других городов, выполняют свои многочисленные многообразные служения, продолжают свое духовное образование, проводят катехизацию жаждущих встречи со Христом и уверены в милости Божией и в неминуемой победе сил добра над силами зла. Община верит, что священноначалие не может долго находиться в плену заблуждений, и свет истины наконец воссияет. При этом община готова страдать и находиться в послушании даже у заблуждающихся епископов -- во имя любви, мира и добра.

Возрождение проявляетя и в том, что по всей России рождаются и крепнут христианские общины, воплощая в жизнь изначальную христианскую традицию и призывы лучших церковных деятелей начала 20-го века о возрождении приходской жизни. Даже люди, совсем недавно заявлявшие о своем непонимании, что такое христианская община, теперь проповедуют необходимость общинной жизни.

Все больше издается духовной литературы высокого класса: Библейско-богословским институтом, издательством при Патриаршем Крутицком подворье (серия "Материалы по истории церкви"), Общедоступным Православным Университетом и фондом Александра Меня, Свято-Филаретовской Высшей Православно-Христианской Школой, Свято-Тихоновским Православным институтом и др.

Возрождение проявляется в том, что по всей России встают новые храмы и восстанавливаются старые, оскверненные безбожным коммунистическим режимом.

Оно проявляется в том, что в разных концах страны появляются независимо друг от друга вдохновенные образованные пастыри, идущие апостольским путем, привлекающие сердца верующих людей преданностью христианским заповедям, творческим подходом к служению Богу и ближним-- таковы о. Александр Борисов, о.Георгий Чистяков, о. Георгий Кочетков, о. Владимир Лапшин, о. Павел Вишневский и многие, многие другие московские священники. Таковы томский священник о. Александр Классен, херсонский о. Иоанн Замараев, -- эти священники подверглись прещениям, и их нормальное служение нарушено, но такие пастыри есть по всей России и их гораздо больше, чем видно невооруженным глазом.

Духовное возрождение проявляется и в том, что, после попыток замалчивания и очернения деятельности великого православного иерарха нашего времени митрополита Никодима со стороны некоторых церковных кругов, вышла наконец в России в начале 1998-го года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11-го книга "Человек Церкви" -- книга воспоминаний, ярко рисующая образ этого выдающегося христианского деятеля 20-го века и воздающая должное человеку, выведшему в шестидесятых -- семидесятых годах Русскую Православную Церковь из внутренней и внешней изоляции и предопределившего пути развития РПЦ на будущее.

И верные чада Православной Церкви уповают на мудрость и милость высшей российской церковной иерархии, которая призвана право править Слово Божьей Истины и вести Церковь Евангельским, Апостольским путем Святости, Единства, Соборности и Любви.

М. Силонова
11--19 мая 1998 года


Hosted by uCoz