На главную страницу Эла Силонова Работы М. Силоновой

Святейший Патриарх о значении общины в возрождении церкви
(из доклада Св. Патриарха на Архиерейском соборе 2000)

"Сегодня недостатком работы некоторых настоятелей является их забота только о внешнем благолепии храма. Храмы и церковные здания строить, восстанавливать и украшать, конечно же, необходимо, но приход--это не храмовое здание, а церковная община, объединенная христианской любовью и устраиваемая силой благодати Святого Духа. Именно поэтому активизация приходской жизни предполагает возгревание соборных начал в жизни прихода, включая деятельность под руководством настоятелей приходских собраний и приходских советов. Рядовые члены прихода должны чувствовать свою сопричастнсть общему делу и свою ответственность за будущеее церковной общины."/1/

Это определение общины как основной формы христианской жизни в церкви опирается на Священное Предание Церкви и ставит перед православными христианами самую насущную на сегодняшний день задачу: возрождение общинного строя в нашей церкви, возрождение местной соборности.

Об истории общинного движения в Православной Русской Церкви подробно говорится в статье В.Котта /2/, где приведены и такие замечательные слова: "В своем историческом существовании церковь знает для себя прежде всего один пример, одну путеводную звезду -- Иерусалимскую общину Господа. И для христиан всех поколений невозможно не сравнивать свою жизнь с жизнью общины Господа и невозможно не стремиться к осуществлению глубины ее жизни в жизни своей. И если мы вспомним определение Церкви, которое давал о. Иоанн Мейендорф, что Церковь--это община, движимая Духом Святым, то нам будет ясно, что говоря об истории Русской церкви, мы не можем не говорить об истории общины." Автор убедительно раскрывает историю общинного устроения российской церковной жизни, начиная с первых десятилетий после крещения Руси и до наших дней. Христианская община, таким образом, встает перед нами как традиционная форма жизни церкви. И как знаменательно, что Святейший Патриарх особо указывает на необходимость возрождения общинной жизни, что подтверждает: наше общинное движение, растущее снизу, идет в русле насущных духовных задач РПЦ, провозглашаемых ее главой.

Возвращаюсь к началу своей заметки, к провозглашенному Патриархом призыву возрождать приходскую общину и возгревать соборность. В связи с этим призывом странное впечатление оставляет чужеродный по своему духу и смыслу отрывок из доклада Патриарха, произнесенного на Юбилейном Архиерейском соборе чуть ранее процитированных в начале этих заметок слов о возрождении общинной жизни: "Серьезную озабоченность вызывает применение некоторыми священнослужителями различных нововведений, противоречащих установившейся православной традиции. Проявляя непомерную ревность, такие пастыри часто стремятся организовать приходскую жизнь по образцу первохристианской общины, что смущает совесть верующих и нередко приводит к разделению в приходе или к его нарочитому обособлению. Хранение церковной традиции должно строго согласовываться с исторической данностью, ибо искуcственная реставрация отживших форм приходской жизни способно серьезно исказить духовный строй общины и внести смуту" /3/. Выходит, стремление жить по образцу первохристианской общины -- это нововведение, которое не имеет опоры в церковной традиции, является "отжившей формой приходской жизни", смущает совесть верующих и вносит смуту. Если бы такие слова не были взяты из доклада Святейшего Патриарха, можно было бы подумать, что это написано в газете "Радонеж" или подобных околоцерковных изданиях, авторы которых редко заботятся о соответствии своих высказываний Церковному Преданию, а манипулируют преданиями человеческими, выдавая их за "церковные традиции". Как же Святейший не заметил, что его "помощники" вставили в доклад совершенно антицерковные мысли? Но раз уж они появилсь и обнародованы, было бы очень желательно для церковного народа знать, где же они, эти дерзновенные священнослужители, которые часто пытаются "организовать приходскую жизнь по образцу первохристианских общин"? И ведь судя по словам о смущении совести верующих и разделениях в приходах, попытки эти увенчиваются определенным успехом?! Если совесть смущается, значит она есть в наличии! Если в приходах есть такие люди, которые хотят жить по идеалам раннего христианства, значит христианство живо! Я готова поехать на край света, чтобы увидеть этих замечательных пастырей и встретиться с их паствой, которая хочет жить по Евангелию.

/1/ Доклад Патриарха на юбилейном Архиерейском Соборе-2000, цитируется по журналу "Церковь и время" N3 (12) 2000, стр.29

/2/ В.Котт, "Путь открытой любви".Общины и общинность в истории русской церкви. П.О., N59, 2000, стр.55

/3/"Церковь и время", Nо3, 2000, стр.27

Марина Силонова

19 декабря 2000г.


На главную страницу Эла Силонова Работы М. Силоновой

Hosted by uCoz